
Вспомним Артура Гейнриховича Иордана. Ему исполнилось бы сегодня 85.
С годами всё больше осознаёшь значимость этого умного, свободолюбивого, противоречивого, не похожего ни на кого человека. Его искренняя боль за судьбу российских немцев, культуру и язык невидимыми нитями передавалась нам.
Никогда не забуду всей глубины тоски в его глазах, когда Артур Гейнрихович рассуждал о последствиях депортации советских немцев в годы Великой Отечественной войны.
Когда увидел справку о реабилитации, выданной в 1990-х годах ГУВД Волгоградской области, в которой девятимесячный Артур был признан социально-опасным по национальному признаку, я не смог проронить слова…
Напомню, что Артур Гейнрихович родился 30 декабря 1940 года в большом и красивом селе Гуссенбах Республики немцев Поволжья. А в сентябре 1941 года он оказался с семьёй в немецко-эстонском селении Цветнополье Омской области.
Тогда среди репрессированных были дети-младенцы – Бруно Рейтер, Эдуард Кербер, Артур Иордан и Анатолий Динкелакер, создавшие через полвека маленькую «республику» в Сибири – Азовский немецкий район.
Определить одним словом, кем был Артур Гейнрихович, невозможно. Здесь не обойтись без перечислений сфер его профессиональной и творческой деятельности. Его интересы и талант были многогранны: учитель и просветитель, журналист и публицист, директор средней школы и Дворца культуры, автор и исполнитель немецких шванков, собиратель и хранитель, руководитель ансамбля «Блюменфельд» и конферансье, и, конечно же – общественный деятель. Его беспокойная натура требовала действий. А через такое активное разнообразие он искал свою дорогу к Правде.
В конце жизни Артур Гейнрихович передал в районный архив свои собрания: материалы по истории российских немцев, соответствующую литературу, наработки, документы, публикации. В национально-культурную автономию он отдал часть личного видеоархива.
Меня поразила съёмка празднования Рождества Христова в декабре 1995 года. На протяжении часа на экране люди пенсионного возраста лихо (для своего возраста) отплясывают под немецкую музыку народные танцы. Артур Гейнрихович не стал их смешивать с официозом, поздравлениями, отдельными музыкальными номерами (конечно, всё это на вечере было). Он смонтировал танцевальный марафон 60-80-летних людей таким образом, чтобы показать непрерывное человеческое счастье, охватившее танцующих от прикосновения к родной культуре. На первый взгляд, ничего особенного, всё просто – люди танцуют, веселятся, но впечатление такое, что перед тобой своеобразное видеоискусство, которое вызывает у зрителя яркие чувства сопричастности к настроению людей, вновь обретших себя через несколько десятилетий. Бесспорно, потомки должны это видеть!

Алтайский край, г. Славгород, Межрегиональные литературные чтения, 2017 год. Фото А. Бекка
Долгие беспокойные десятилетия своей жизни Артур Гейнрихович Иордан находился в ожидании справедливости в отношении невинно наказанного народа. Но когда через тридцать лет, в 1972 году, советская власть наконец-то разрешила депортированным вернуться домой, на Волгу, Сибирь для него уже стала родиной, которую он не готов был променять ни на Поволжье, ни, тем более, на Германию. Он её полюбил всей душой и остался верен навсегда.
Талантливые и неравнодушные люди, подобные Артуру Гейнриховичу Иордану, во все времена в большом дефиците, и в них всегда будет нужда!
Без таких людей народ не полон!
Виктор Эйхвальд
|