Татьяна Гассерт: «Главное в жизни – это любовь»
Татьяна Гассерт работает директором Цветнопольской школы. Это ее родная школа: она училась здесь, потом после пединститута пришла работать учителем русского языка и литературы, спустя годы стала завучем, а сейчас занимает должность директора.
О детстве и воспитании
Я родилась и выросла в Цветнополье. Мои родители жили здесь давно. Моя мама – Мария Адамовна. В детстве я всегда ходила с ней на работу. То, как моя мама относилась к своей работе, стало для меня лучшим примером. Она была очень добросовестным человеком.
Нас в семье четверо детей. Я младшая. Никогда дома я не слышала, чтобы родители ругались. Мой старший брат и сестры говорили, когда родителям нужно было что-то выяснить, они молча одевались и выходили в сарай, при детях никогда не говорили на повышенных тонах. До 15-16 лет я думала, что мой отец не знает нецензурных слов, потому что дома я их не слышала никогда. Чем старше я становлюсь, тем отчетливее понимаю, как мне повезло с родителями. По нынешним меркам они были необразованными людьми: мама закончила всего три класса, папа – чуть больше. Но они умели делать все.
Мама была очень развитым человеком. Она читала, шила абсолютно все, вязала, вышивала, выбивала занавески, пряла, чесала шерсть, могла отремонтировать любой утюг и понимала, как устроена система отопления. Помню, мама всегда пела: чистила картошку – пела, стирала – пела. Песни были на русском, немецком и украинском языках. И еще она играла на всех музыкальных инструментах: и на клавишных, и на струнных – подбирала музыку на слух. Я никогда не видела маму без дела, она никогда не проводила время праздно, даже телевизор смотрела со спицами в руках. Самый большой талант моей мамы – умение любить детей, не балуя их.
Нас дома никогда не хвалили, иногда это было даже обидно. У нас дома буквально в воздухе висело, что любое дело надо делать хорошо. Это было всем понятно. Родители никогда не читали длинных поучительных нотаций, достаточно было на нас посмотреть, и по взгляду мы понимали всё. Иногда нас дома учили на жизненных примерах и рассказывали истории, и нам тоже было всё понятно.
Мой папа – Петр Петрович – научил меня тому, что человек должен надеяться на себя и спрашивать в первую очередь с себя. Ты сам ответственен за свою жизнь. Помню, мы в семье всегда много работали. У нас на столе всё было своё, в магазин мы часто не бегали. Человек крепок своей семьей – этому меня научили еще в детстве. Мне очень повезло с родителями, я это понимаю всё больше.
Уже в детстве я очень полюбила чтение. Самым лучшим подарком для меня всегда была книга. С книгами в моём детстве было сложно, поэтому я ходила в сельскую библиотеку. Я прочитала там всё, а читала всегда взахлеб. Счастьем было, когда в библиотеку приходили новые книги, которые ещё пахли типографской краской. Библиотекарь позволяла мне брать новые книги домой. Это был поистине праздник!
О школе и пединституте
Первый раз в школу меня привел папа. Это было лето 1973 года. Школа мне очень не понравилась. Помню, как я обошла вестибюль, увидела мрачные коридоры и расплакалась. Положение спасла моя подруга Валя, которая взяла меня за руку и повела в школу.
Моей первой учительницей была Элли Гербертовна Раат. С ней мне тоже очень повезло, она была талантливым педагогом. Вообще, все учителя, которые были на моем жизненном пути, меня чему-то научили. Чем старше я становлюсь, тем с большей благодарностью я смотрю на каждого своего учителя. Я каждому могу поклониться.
В школе я очень любила уроки химии. Моим учителем была Татьяна Георгиевна Бехер. Мне нравилось, как она выстраивала каждый урок. Еще мне всегда нравились уроки алгебры, геометрии, экономической географии и обществоведения. В восьмом классе уроки немецкого языка у меня вела Валентина Рейнгольдовна Цильке. Это было нечто! Она говорила с нами только на немецком. Она была звездой на небосклоне. Но потом она уехала, и немецкий на таком уровне уже не велся. Тогда я подумала, что уже не смогу сдать иностранный. Сейчас я понимаю, что могла бы стать и учителем немецкого, к тому же я очень хорошо сдала вступительные в институте. Помню, как экзаменаторы сказали, что мне бы пойти на ин-яз, а не на филологический факультет.
На филологический в Омский пединститут им. Горького я пошла, потому что любила читать, а перед глазами всегда был пример Раисы Ивановны Федосовой, моего учителя по русскому языку и литературе. Студенческие годы здесь стали самыми яркими и запоминающими в моей жизни. В институте я встретила новых знакомых, подружилась с новыми людьми. Я жила в общежитии, это была хорошая школа жизни. Однажды я хотела уйти из института, моя соседка по комнате тогда остановила меня. Она, которая только с третьего раза поступила на филологический факультет, сказала: «Ты поступила с первого раза, и вот так просто уйдешь?» Эти слова меня отрезвили, и я осталась.
Преподаватели в институте показали мне, что учитель в первую очередь должен быть специалистом. Когда я закончила институт, пришла работать в родную школу. Это был август 1988 года.
О работе в родной школе
Я начала работать в пятом, седьмом и восьмом классе. Помню, как я думала, что сейчас же все у меня станут отличниками, как я всех перевоспитаю. Но ещё мама мне говорила, что не все могут учиться на «пять». У тех, кто не учится на пятерки, есть другие таланты.
Вспоминаю с благодарностью своих первых учеников. В школе не только учитель воспитывает учеников, но и ученики учителя. Помню, когда я была классным руководителем, все коллеги жаловались на одного ученика. Однажды я зашла в класс и начала с ним разговаривать на повышенных тонах. А он на меня очень спокойно посмотрел и сказал: «И что, из-за этого нужно кричать?» И это меня отрезвило на всю жизнь. Я до сих пор физически болею, когда люди между собой ругаются. Иногда крик доводит меня до слёз. Люди всегда кричат от бессилия. Думаю, что с любым человеком можно договориться без повышенного тона.
Мне всегда нравилось работать учителем. Когда работаешь с детьми, греешься от них. Дети всегда заставляют собраться: когда ты утром весь расклеенный, но знаешь, что тебя ждут дети, ты собираешься, выпрямляешь спину и идешь к ним. Иначе – никак.
На уроках литературы я всегда старалась заинтересовать учеников, а на уроках русского – показать, что наш язык очень понятный и доступный. Я всегда старалась школьников вывезти в театр. Я его очень люблю. До сих пор встречаю своих выпускников в театре, это мне особенно греет душу. Работая учителем, ты чувствуешь себя полезным человеком. Работая завучем, я тоже понимала свою нужность, но в учительстве всё же её больше. Когда я поработала завучем 15 лет, я действительно стала завучем. Когда я поработаю директором столько же лет, я смогу говорить о том, что такое директорство. Считаю, что любому человеку сначала надо наработать опыт, а потом рассуждать о своей сфере работы. Но я точно знаю, что директор сам по себе – это ничто. Когда у тебя нет дружного коллектива, который всегда готов прийти на помощь и поддержать, – ты не директор. Очень важно простое общение с коллегами: вот так просто взять и поговорить о чем-то, кроме школы, но у нас, педагогов, это редко получается. Порой мне очень не хватает этого общения.
Я счастливый человек. С самого детства чувствовала любовь близких в семье, любовь соседей, любовь одноклассников, одногруппников, учеников и коллег. Меня всю жизнь окружают добрые люди. Главное в жизни – это любовь.
Евгения Гамова, "Ihre Zeitung"
Фото из личного архива Т. П. Гассерт
Источник: https://ihrezeitung.ru |