Трудно писать о человеке известном, о котором уже много сказано и рассказано. Всегда есть риск повториться. Но так хочется раскрыть героя публикации с какой-то неведомой доселе стороны, увидеть многогранность его характера, затронуть те душевные струны, которые он старается спрятать от постороннего взгляда.
Начиная рассказ об этой неординарной женщине, наделённой качествами лидера и при этом остающейся женственной, неповторимой, решила обратиться к психологам, которые могут, учитывая многогранные пристрастия человека, поведать о нём многое. Итак, как считают эти знатоки человеческой души, бежевый цвет любят душевные люди, ценящие спокойствие, гармонию, практичность и качество. В конфликтных ситуациях они, как правило, занимают нейтральную позицию. Многие женщины-руководители выделяют именно розы – явное отражение активности, стабильности и постоянных достижений. Роза всем своим видом выражает красоту и совершенство.
Вы не поверите, но всё это о ней, об Ирине Фридриховне Альтенгоф, директоре Красноярской школы. Всегда собранная, деятельная, она очень ранима, не терпит в людях фальши и всегда стремится делать только добро. В это трудно поверить, но директором средней школы она стала в 32 года! До этого пять лет проработала заместителем директора по воспитательной работе. Тут оказался тот самый случай, когда молодо – не зелено.
Она с детства мечтала о профессии учителя – мама работала в школе, так что было на кого равняться. Ещё учась в первом классе, оставаясь с подружками после уроков, занимала место учителя у доски – так ей нравилось писать мелом на доске! С годами представление о нелёгком учительском деле менялось, но мечта оставалась неизменной: когда-нибудь я обязательно войду в класс с классным журналом и стопкой тетрадей. У неё просто не могло не получиться. Как говорится в известном фильме, активистка, комсомолка и просто красавица, в школе была личностью известной. Председатель совета дружины, руководитель комсомольской организации школы... С любым порученным делом она справлялась легко, привлекая ребят класса, школы.
– Когда поступила в институт, – рассказывает Ирина Фридриховна, – решила не выделяться, отдать все силы учёбе. Но гены взяли своё. Уже через три месяца учёбы я стала старостой группы.
Этому в немалой степени способствовало её умение общаться с людьми, коммуникабельность, некая харизма. Ясный взгляд, милые ямочки на щеках – это её портрет в 18 лет. У неё и сейчас красивая, открытая улыбка, но улыбаться приходится нечасто. И вовсе не потому, что поводов нет, просто не так легко, как кажется на первый взгляд, нести на себе ношу руководителя. В 1983 году учитель географии и биологии, получив диплом, вернулась в родную школу.
– Когда директор школы Боссерт Давид Иванович уехал в Германию на постоянное место жительства, – вспоминает Ирина Фридриховна, – своим преемником он назвал меня. Бывший тогда начальником районного отдела образования Алексей Васильевич Усенко поддержал мою кандидатуру. Но я долго не сдавалась, страшилась не груза ответственности (с этим-то я не боялась не справиться, тем более, что нередко исполняла обязанности директора), боялась, как буду руководить учителями, которые меня учили – ведь я чувствовала себя их ученицей. Но постепенно коллектив обновился, пришли молодые люди, инициативные, с новыми идеями и готовые воплощать эти идеи в жизнь. Сегодня вокруг меня коллеги, на которых можно положиться, мы – одна большая семья. И эта сплочённость помогает нам достигать таких результатов. Для меня и моих коллег главное – хороший имидж школы. Те награды, которые мы сейчас имеем, конечно же, радуют. Ведь победы давались нелёгкой ценой. Но за всеми наградами и победами одна цель – добиться того, чтобы дети и родители с удовольствием приходили в школу, чтобы и дети, и учителя занимались в школе, где есть все условия для получения знаний. Я люблю комфорт во всём, а потому стараюсь создать его и в моём втором доме – школе. Заявить о себе было непросто – обычная сельская школа. Но дела говорят сами за себя.
В 2005 году Красноярская школа стала победителем конкурса «Лучшие школы России». В 2009 году стала победителем конкурса среди школ, внедряющих инновационные образовательные программы. Отмечена наградами и её директор. В 2007 году она вошла в число победителей Всероссийского конкурса «Женщина – директор года» и «Лидер в образовании». В 2009 году Ирина Фридриховна Альтенгоф, Почётный работник общего образования Российской Федерации, вошла в число победителей конкурса на денежное поощрение лучших учителей России. Сегодня в коллективе семь таких победителей.
Учителей этой школы не назовёшь просто урокодателями. Работая по программе развития «Школа – социокультурный центр», здесь уделяют большое внимание воспитательной работе с учащимися, приобщению их к культуре.
– Это тяжело, – говорит Ирина Фридриховна, – но необходимо. Мы рады, что у большинства наших выпускников нормы поведения, привитые в школе, остаются на протяжении дальнейшей жизни.
У неё выработался свой стиль руководства. В нём нет авторитарности, она стремится выслушать и понять каждого, прежде чем принять то или иное решение. «У нас сотрудничество, – говорит И. Ф. Альтенгоф, – не авторитарность, а убеждение». В каждом ученике, учителе, родителе стремится видеть человека, считая, что к людям нужно относиться так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Конечно же, при всей своей занятости, она стремится сделать всё возможное для того, чтобы близкие ей люди были счастливы, окружены заботой и вниманием: «Может быть, не всегда находилась рядом с детьми в нужную минуту, но сын и дочь понимают маму, уважают, любят и ценят».
Они с мужем, а Владимир Андреясович тоже работает учителем, рады, что дочь и сын продолжили их учительскую династию. Ирина Фридриховна любит красоту и создаёт её своими руками. Двор её дома утопает в цветах. Море цветов у школы – учитель биологии с коллегами и учениками создаёт этот удивительный мир прекрасного, чтобы радовать окружающих. Удивляешься её неиссякаемой энергии и тому, как на всё хватает времени и сил. Мы разговариваем о жизни, о проблемах в образовании. И я вдруг понимаю, что для неё главное не быть в лидерах, а просто она не может делать что-то плохо. Уж если взялась за что-то, то должна это сделать так, чтобы не к чему было придраться. Она считает, что независимо от должности, которую ты занимаешь, нужно делать порученное дело, искать пути решения той или иной проблемы в любых обстоятельствах. Этому учит и своих коллег.
Двери кабинета директора школы всегда открыты. Учителя, приходя утром в школу, обязательно заглядывают, чтобы поделиться новостями. А как же иначе – ведь здесь их второй дом. Дети, родители, учителя уверены, что она всегда поможет. Иначе и быть не может, ведь они одна большая семья.
"Наша газета", № 40, 4 октября 2013 года
|