В рамках подготовки Концепции развития центров немецкой культуры в Омской области до 2025 года было проведено анкетирование среди руководителей данных учреждений. В нём приняли участие 22 центра и филиала, что составляет 54 % от их общего количества. Из 22 населённых пунктов (включая Омск), чьи центры приняли участие в опросе, 17 основаны немцами и относятся к селениям с их компактным проживанием. Немецкое население составляет в них (с учётом смешанных семей) от 15 до 80%.
Перед респондентами были поставлены 36 вопросов: от указания трёх основных современных проблем и задач ЦНК до уровня взаимодействия с органами власти.
Сделаем маленькое отступление, чтобы напомнить, что немецкая региональная национально-культурная автономия уже несколько лет проводит социологические исследования в местах компактного проживания. Так, в 2014 и 2019 годах были подготовлены паспорта немецких населённых пунктов, что позволяет в динамике отслеживать изменения, происходящие в них. В настоящее время нами готовится проект комплексного социологического исследования нескольких десятков немецких поселений Омского Прииртышья, в реализации которого планируется участие соответствующих научных центров.
Основная наша цель на ближайшие годы – это содействие принятию региональной государственной программы сохранения и развития населённых пунктов с компактным проживанием этнических немцев. И центры немецкой культуры должны стать одной из основных составляющих будущей программы. Не случайно на вопрос в анкете «Считаете ли вы, что разработка государственной программы поддержки Азовского немецкого национального района и населённых пунктов с компактным проживанием немцев является жизненно необходимой?», почти все (за исключением одного) ответили да, с припиской, что программа «является жизненно необходимой».
Уверенность в том, что мы выбрали правильный вектор развития, придаёт нам и ответ руководителей центров на вопрос об их вере в возможность сохранения немецкой этнической группы в Омской области. Около 90% ответили на него утвердительно.
Радует и рост уровня взаимодействия учреждений российских немцев с органами власти. Подавляющее большинство респондентов (около 80%) назвали их партнёрскими, а остальные разовыми. Намного больше стало тех, кто регулярно обращается по разным вопросам в местные органы власти (до 70%). Также высок результат исполнения обращений к власти: всегда выполнялись просьбы (обращения) – около 40%; чаще выполнялись – более 50%; редко – около 10%. Несколько лет назад данный спектр деятельности наших центров выглядел намного хуже. Обозначенная тенденция вдохновляет. Ведь без умного, конструктивного взаимодействия с властью не решить нам стратегических задач сохранения немецкого меньшинства в регионе.
На достойном уровне находится сотрудничество с местными учреждениями образования и культуры. Так, взаимодействие со школами как эффективное оценили 64% участников опроса, 32% указали на средний уровень, и всего 4% – на низкий. Примерно такой же расклад во взаимодействии с учреждениями культуры. Но заметно хуже, как это ни прискорбно, показатели в отношениях центров с местными немецкими национально-культурными автономиями муниципальных районов Омской области. Вот такой получается парадокс.
Нарастание эффективного взаимодействия с местными религиозными общинами, относящимися к традиционным конфессиям российских немцев, стало ещё одной позитивной тенденцией последних лет. Активно контактируют с ними почти 90% проанкетированных центров. Несколько лет назад мы об этом только мечтали.
По мнению многих коллег, в последние годы наблюдается снижение эффективности работы центров. Одна из причин – эта большая текучесть кадров среди руководителей. Тревожной стала тенденция роста числа руководителей центров ненемецкой национальности. Согласитесь, если проблемой сохранения этнокультурного потенциала немцев будет заниматься «Иван Иванович», а не «Фридрих Фридрихович», то возникнет закономерный вопрос – «Где вы, российские немцы? И нужно ли это вам?»
В анкете был поставлен соответствующий вопрос: «Укажите причины отсутствия, на Ваш взгляд, должного интереса к национальной культуре со стороны этнических немцев». Разброс мнений необычайно широк – от утраты чувств национальной идентичности и отказа от своей национальности до негативного влияния современной международной информационной войны и генетической памяти страха у представителей старшего поколения. С учётом последнего, закономерными выглядят ответы на вопрос о том, ощущается ли обеспокоенность со стороны местного населения в связи с продолжающейся ассимиляцией этнических немцев? Больше половины ответили, что не ощущают этой обеспокоенности. И это не равнодушие, а отсутствие осознания принадлежности к определённой этнической группе. Здесь мы в очередной раз приходим к трагическому заключению, что это не вина российских немцев, а огромная беда, с которой надо что-то делать. Тысячу раз готов повторять слова великого Гёте, что никогда человек или народ не должны допускать мысли, что пришёл конец, разные потери со временем забываются, «и только одну беду нельзя исправить: когда народ отказывается от борьбы за себя».
Интересны ответы участников опроса и на вопрос, касающийся основных проблем центров, тормозящих их развитие. Наибольшее упоминание получили следующие ответы: пассивность взрослого населения, с одной стороны, и его загруженность, с другой, («борьба за выживание – работа-дом»); большая эмиграция среди молодёжи; отсутствие специалистов; слабая материальная база; отсутствие освобождённого руководителя центра и др. Что касается последнего: действительно, руководитель выполняет большой объём работы в Центре, который давно уже стал культурно-образовательным и социальным учреждением, выполняющим огромное количество функций. В то же время, без ежедневной профессиональной работы в местах компактного проживания российских немцев, процесс отторжения местного населения от материнской культуры не остановить. Поэтому наша позиция однозначная – Центр должен получить статус муниципального учреждения и стабильное бюджетное финансирование.
Несмотря на трудности, которые испытывают сегодня центры, 13 респондентов в анкете указали, что они работают стабильно, 1 – центры переживают подъём, 2 – центры находятся в замороженном состоянии и 6 – переживают спад.
Ожидаемый ответ получен и на вопрос «В случае выделения дополнительных средств на развитие ЦНК (филиала), на что, в первую очередь, израсходовали бы их?» Прозвучал однозначный ответ – на приобретение оборудования, мебели и костюмов. С тех пор, как перестали ежегодно выделять из бюджета поддержки российских немцев финансовые средства на приобретение оборудования, материальная база центров покатилась вниз по наклонной. Здесь видны два пути решения проблемы: 1. пересмотреть структуру финансирования центров и изыскать средства на укрепление материально-технической базы; 2. активизировать участие местных немецких национально-культурных автономий муниципальных районов Омской области и центров немецкой культуры в различных конкурсах грантов.
Познавательны ответы на вопрос о самых востребованных местным населением мероприятиях и праздниках. Не удивительно, что это: волнующее Рождество, красочная Пасха и празднование Благодарения за урожай. Только ненормально, когда в компактном поселении российских немцев праздник Благодарения за урожай (Erntedankfest) показывают только на сцене. В таких населённых пунктах не надо «играть в российские немцы». Ими надо быть. Кстати, в 50-60% семей, проживающих в немецких компактных поселениях, отмечаются как немецкие, так и русские праздники. Этот показатель демонстрирует ни что иное как наличие в этих семьях бикультурности и двуязычия. По данным участников опроса, в обозначенных населённых пунктах имеется от 5 до 50 семей, в которых ещё используется материнский язык. В деле сохранения родного языка свою положительную роль сможет сыграть и связь с соотечественниками, проживающими в Германии. На просьбу привести конкретные примеры взаимодействия с ними были получены разные ответы, в т. ч.: помощь в проведении мероприятия, приобретении костюмов, создании музея, в огораживании кладбища и т. д. В сотрудничестве организаций, учреждений и граждан двух стран заложен огромный потенциал, который нами используется ещё крайне слабо.
Подавляющее большинство опрошенных – 19 человек – считает необходимым проведение и в дальнейшем ежегодного конкурса «ЦНК (филиал) года», который проводится с 2001 года. Значит, тому и быть. Только 3 заведующих высказались против.
Заключительным аккордом нашей большой анкеты звучат ответы на её последние два вопроса, касающиеся ожиданий от реализации Концепции развития центров немецкой культуры до 2025 года и пожеланий респондентов.
Рефреном звучат следующие слова одного из них: «Если не мы, то кто?»
Надеюсь, что ответы коллег станут для нас хорошей мотивацией и эффективным аргументом в отстаивании интересов немецкого меньшинства в Омской области.
Виктор Эйхвальд, председатель Совета ОО РНКА немцев Омской области |