Вход  




фотогалерея


   Информационный сайт немцев Омского Прииртышья 

Азовский этнографический комплекс


меню сайта

статистика





СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ
29.05.2020Репрессии
Славный юбилей Артура Бланка
01.11.2017Репрессии
О чём сегодня вспомнить очень больно…
11.06.2021Ветераны труда
Сельская труженица
03.11.2016Репрессии
Гейнрих Майер: "До войны на Волге мы жили хорошо..."
21.10.2018Это наша с тобой биография
Комсомол стал нашей жизнью, нашею судьбой
08.01.2017Репрессии
Она закрывала лицо руками и тихо плакала
08.01.2017Ветераны труда
Моя бабушка – ветеран труда
10.01.2017Репрессии
Они просто хотели быть счастливыми
23.07.2020В горе и в радости...
Семейная крепость Рейнальды Крункель
18.02.2019В горе и в радости...
Вальс длиною в жизнь

Главная » 2019 » Август » 19 » Невосполнимая утрата
15:32
Невосполнимая утрата

В память о Бруно Генриховиче Рейтере

Чего мы боялись, от чего отгоняли в последние месяцы думы и мысли – свершилось. Ушёл из жизни Бруно Генрихович Рейтер.

Готовил ходатайство в Правительство Омской области для награждения его очередной государственной наградой, а приходится писать прощальное слово.

Трудно в такой ситуации найти слова, которые отразили бы главное, что было в жизни человека. Тем более в жизни такой масштабной личности, каким был Бруно Генрихович Рейтер. В его судьбе произошло столько событий, которые, на первый, знающий взгляд, не должны были произойти. Но, вопреки всему, они состоялись. Судите сами. Шестимесячный Бруно был одним из 850 тысяч советских немцев, депортированных в 1941 году в Сибирь и Казахстан. Многие не доехали, но грудной ребёнок выжил, выдержав многотысячный и многонедельный путь в ссылку. После гибели в трудовой армии отца, Бруно в трудные послевоенные годы, будучи, в сущности, ещё ребёнком, стал основным кормильцем в семье. Невозможно представить, что он испытывал, преследуя без ружья, до изнеможения, по быстро темнеющему зимнему лесу, дичь.

А каков был восторг у 19-летнего Бруно Рейтера, когда его, немца, призвали в Советскую Армию. Он не раз говорил, что именно в армии он, наконец-то, почувствовал себя равным среди равных.

Он поступил в Омский сельскохозяйственный институт в возрасте его выпускников. В 1968 году Бруно Генрихович не только успешно его заканчивает, но и уже через три года становится кандидатом, через 17 лет – доктором биологических наук, а затем и профессором.

С 1973 по 1992 годы он руководит лабораторией нетрадиционных методов селекции Сибирского научно-исследовательского института сельского хозяйства. Это стало неким символом. Выступая инициатором создания в Омской области Азовского немецкого национального района, Бруно Генрихович тоже действовал нетрадиционно. Ведь в истории нашего региона, в отличие от того же Алтайского края, не было национально-территориальных образований. Но он сумел добиться поддержки властей, и образовать район, который буквально за одну пятилетку ворвался в группу лидирующих территорий Омской области. А главное, был создан «остров надежды» для немцев Омского Прииртышья и России.

В 1995-1996 годах Бруно Генрихович совмещал должность Главы района с обязанностями начальника Департамента по проблемам российских немцев Министерства по делам национальностей. Именно в этот период при его участии разрабатывается Президентская федеральная целевая программа развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997-2006 годы.

В 1997 году под руководством Бруно Рейтера была учреждена национально-культурная автономия немцев Омской области. Со временем эта организация, по признанию сообщества российских немцев, стала одной из ведущих региональных общественных формирований этнических немцев в Российской Федерации.

Не раз задавал себе вопрос, почему Бруно Генриховичу удалось создать успешные команды и в районе, и в национально-культурной автономии. Ответ один: он не боялся, как многие другие, окружить себя личностями и создать им соответствующие условия для творческой работы. Вот почему десятилетиями рядом с ним были такие разные люди как Эдуард Кербер и Анатолий Динкелакер, Владимир Гасперт и Владимир Павлик, Виктор Благинин и Александр Шпет, Александр Руди и Юлия Нейфельд. В больших делах он всегда во главу угла ставил интересы людей и региона. Отсюда его лояльность к тем, кто осмеливался не соглашаться с ним. Он никогда не объявлял внутренних «диссидентов» врагами, и они оставались в его команде. В этом, на мой взгляд, и кроется главный секрет успеха Бруно Генриховича как управленца.

Бесспорно, Бруно Генрихович Рейтер был настоящим лидером и талантливым человеком. Он играл на различных музыкальных инструментах, замечательно пел, занимался спортом и охотой. Он был душой любой компании. И нам, кому посчастливилось быть многие годы рядом с ним, никогда не забыть эти вечера, наполненные политическими спорами, предельно откровенными разговорами, русскими и немецкими песнями. В то же время, он не был «святошей» и, как любая яркая личность, был довольно противоречивым человеком, сомневался и проявлял, как нам казалось, с одной стороны – нерешительность, а с другой – излишнее упрямство. Бруно Генрихович любил заниматься политикой. Он просто загорался, когда попадал в сложные ситуации, из которых нужно было находить непростые выходы. Он утверждал, что в такие моменты органически ощущает прилив физической и духовной энергии. Но, к сожалению, как человек увлекающийся, он иногда «переигрывал», а потом очень тяжело переживал, что его использовали в очередных «нечестивых» играх.

Не могу не написать в память о Бруно Генриховиче Рейтере несколько слов о его семье. Жена Светлана Александровна, сын Анатолий и дочь Ирина – скромные и достойные люди. Постоянно находясь на «передовой», Бруно Генриховичу не нужно было беспокоиться о своём «тыле». Поистине, «за спиной преуспевающего мужчины всегда стоит женщина». Светлана Александровна, проявляя женскую мудрость, терпение и самопожертвование создавала такие условия, которые позволили её мужу совершить главное дело его жизни.

Мы, немцы Омской области, должны быть благодарны этой маленькой, скромной и красивой женщине.

Бруно Генрихович ушёл от нас. И нам надо учиться жить без него. Поступают различные предложения по увековечению его имени. Не сомневаюсь, что это будет сделано. Но главный памятник – Азовский немецкий национальный район и Региональная национально-культурная автономия немцев Омской области – он себе сотворил сам. А нынешняя команда Рейтера обязана, вопреки всему, продолжить дело, которому он отдал всю свою жизнь без остатка.

Виктор Эйхвальд,

председатель Совета ОО РНКАН Омской области

Просмотров: 1197 | Добавил: znkprometheus | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

наши партнёры

WWW.RUSDEUTSCH.RU

WWW.JDR.RU

WWW.DD.OMSK.RU

WWW.SIBMINCULT.RU

WWW.ZFD.RU

WWW.BIZ-INSTITUT.RU



популярные новости
01.04.2024
Добро пожаловать!
01.04.2024
Конкурс центров традиционной народной культуры
01.04.2024
Возвращённые имена города Омска
01.04.2024
"Принципы Гасфорда — наука и добро"
01.04.2024
Пасхальные традиции живут
01.04.2024
"Пасхальные встречи" в Новоскатовке
01.04.2024
Как в Омске немцы встречали латышей
02.04.2024
Итоги творческого конкурса «RuDeWelt»
02.04.2024
Пасха в Приваленском ЦНК
02.04.2024
Праздник Пасхи в Пахомовском ЦНК

Copyright MyCorp © 2024
При копировании материалов просим размещать активную ссылку на rusdeutschomsk.ru