Почему у немцев России, насчитывающих около 400 тыс. человек, до сих пор нет профессиональных коллективов, которые бы системно занимались развитием и популяризацией национальной культуры? И это при наличии (без учёта прочего) двух национально-территориальных образований – Алтайского и Азовского немецких районов. Вы можете представить нечто подобное в Татарстане, Башкортостане, Туве и ещё в 19 республиках, 4 автономных округах и автономной области? Вы скажете, вопрос некорректный, потому что величины несопоставимые. Да, но мы говорим о создании, хотя бы для начала, в каждом районе по одному-два профессиональных коллектива.
Возможно, культура русских немцев никому неинтересна? Сомневаюсь, что это так. Ведь культура каждого народа по-своему уникальна. Другое дело, насколько лелеют и ревностно преподносят её сами носители. Тут, в нашем случае, опять сталкиваешься с отсутствием должного профессионализма. Но, с другой стороны, откуда ему взяться? Мы громко заявляем об экономической составляющей немецких районов, но стесняемся громко говорить о её культурной составляющей. А ведь основная цель создания двух районов была не столько повышение уровня надоев молока на фуражную корову (немцы успешно доили коров и до их создания), а сколько сохранение и развитие этнокультурного потенциала немцев России, т. е. национальной культуры, традиций и обычаев. Можете не сомневаться, в случае их окончательной утери удои в стаде обязательно снизятся.
Совсем недавно в культурной жизни немцев России и Омского Прииртышья произошли два выдающихся события. В мае текущего года в свет вышел роман «Дети мои», повествующий о немцах Поволжья 30-х годов, популярной молодой писательницы, обладательницы Национальной литературной премии «Большая книга» 2015 года, Гузель Яхиной. Примечательно, что главы из этого романа легли в основу последнего «Тотального диктанта» по русскому языку. Более 200 тыс. человек из почти 80 стран узнали о некогда существовавшей Республике немцев Поволжья. Согласитесь, отличный подарок от Гузели к 100-летию её основания. Второе событие выглядит как логическое продолжение первого, и связано с премьерой спектакля Северного драматического театра им. М. А. Ульянова «Папин след». Постановка осуществлена режиссёром Константином Рехтиным по повести «Наш двор» Гуго Вормсбехера, и посвящена депортации в 1941 году тех же немцев Поволжья в Сибирь. Таким образом, Гузель Яхина и Константин Рехтин стали в одночасье для отечественных немцев настоящими национальными героями. Мы бесконечно благодарны этим деятелям культуры за их произведения, талант и гражданскую позицию. Но я вновь задаю себе вопрос: могут ли появиться в российско-немецком сообществе писатели и режиссёры такого уровня? Откровения Гузели Яхиной о том, как ей, татарке, не просто было «влезть в шкуру» главного героя немца Якоба Баха, звучат своеобразным укором в адрес творческой немецкой интеллигенции. Приходится с печалью констатировать, что, сумев после годов гонения вернуться на определённый интеллектуальный уровень, немцы России так и не достигли такого же уровня в национально-духовной сфере. Но какие здесь могут быть претензии – ведь это не наша вина, а наша беда.
Что делать? Ничего из ряда вон выходящего. Настойчиво и целеустремлённо создавать, в первую очередь, в немецких районах, социально-экономическую базу, воспроизводящую культурное наследие нашего народа.
Кстати, правильные шаги в этом направлении – начало формирования фонда немцев Омского Прииртышья на базе Азовского муниципального архива и повторное проведение в настоящее время паспортизации населённых пунктов с компактным проживанием российских немцев в Омской области в сочетании с подготовкой к Межрегиональной научно-практической конференции «Национально-территориальные образования и компактные поселения немцев в Западной Сибири: история и перспективы» – надеюсь, позволят нам в скором будущем ответить на ряд очень непростых вопросов, касающихся дальнейшей судьбы немцев в России.
В отношении становления профессиональных коллективов представляется, что в Азовском немецком районе они могут быть созданы, в первую очередь, на базе народного вокального ансамбля «Моника» и народного русско-немецкого театра «ART ist». Бесспорно, они смогут успешно функционировать только как национальные муниципально-государственные учреждения культуры.
Принципиально новым учреждением должен стать государственный Азовский этнографический культурно-образовательный комплекс «Немецкое подворье», двуязычная концепция которого утверждена в прошлом году. Строительство комплекса позволит гарантировано сохранить историческое наследие немцев Сибири, столь много сделавших для её развития. Ведь только в первой половине XX века на территории Западной Сибири насчитывалось более 300 населённых пунктов с компактным проживанием этнических немцев. Сохранить их в памяти народной наш долг.
Создание на всей территории немецкого района, расположенного рядом с городом-миллионником, туристко-рекреационной зоны как особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере этнотуризма, обеспечит новые рабочие места, концентрацию немецкого населения и дополнительные поступления в местный бюджет, которые будут реинвестироваться в социальную сферу территории.
На 1 октября 1939 года Республика немцев Поволжья располагала 4 ВУЗами, 15 техникумами, 446 школами, 2 государственными театрами, 3 колхозно-совхозными театрами, 288 клубами, 406 библиотеками, киностудией, Союзом писателей и т. д. В 1941 году советские немцы насильственно были лишены культурно-экономического базиса, что привело их потомков сначала к духовному голоду, а затем и к полному обнищанию.
Культурное наследие любого народа принадлежит по определению ему, и только ему, и никто не имеет права лишать его этого.
Немецкие районы, общественные органы самоуправления всех уровней, широкая немецкая общественность должны быть готовы сегодня к более активной фазе сотрудничества с нашим государством, для дальнейшего реанимирования исторического и культурного наследия российских немцев и обеспечения передачи его последующим поколениям.
Вне всяких сомнений, всё это окупится сторицей как для народа, так и для страны в целом.
Виктор Эйхвальд,
заместитель председателя Совета ОО РНКАН Омской области,
редактор журнала немцев Сибири «Культура» |