Александр Вормсбехер родился в городе Екатериненштадте Саратовской губернии 23 октября 1914 года, когда в Европе загорался пожар первой мировой войны. Городок на Волге, которому присвоили имя Великой царицы, даровавшей немцам право свободного проживания в России, впоследствии менял название на Марксштадт, просто Маркс, но долго оставался местом компактного проживания российских немцев. Удивительный, прекрасный, неповторимый по своей красоте природный ландшафт реки Волги, с необычайными живописными склонами высоких хребтов, лиственные леса, каменистые степи, красивые участки горных сосняков - это всё родина великого человека Александра Карловича Вормсбехера. Здесь прошло его детство, юность, здесь он встретил свою первую любовь.
Александр Вормсбехер с детства мечтал стать художником, поэтому после окончания семилетней школы поступил в Саратовское художественное училище. Его первый учитель живописи Фёдор Павлович Мочалкин прочил талантливому юноше великое будущее. Однако учёбу в училище пришлось прервать. У семьи не нашлось на это средств: в голодные 30-е годы мать не в состоянии была прокормить троих детей. Терпя одну неудачу за другой, молодой паренёк упорно ищет своё место в жизни. Пишет заявление в РОНО с просьбой принять его на работу. Но… только не учителем. Ему предлагают стать ликвидатором неграмотности. В дедовой шапке, в брезентовых туфлях новоиспечённый ликвидатор неграмотности прибыл в село. Но знакомые ребята отговорили Александра «учить стариков и старушек», оказалось, что в соседнем хуторе нужен учитель. И он, сам того не ожидая, соглашается. Вспоминая, чему учили его, он начал свой первый урок. На хуторе он не мог ограничиваться только учительством. Едва выдавалась свободная минутка – с жадностью рисовал, делал наброски. Вместе с ребятами организовал художественную самодеятельность.
Голод, прокатившийся по стране (и Поволжью в частности), заставил Александра вернуться домой в город Энгельс. Но и здесь голод преследовал людей, многие умирали прямо на улицах.
Пришлось Саше обучаться в Гуссенбахском сельскохозяйственном техникуме, где на дневной паёк давали 300 граммов хлеба, суп из сушёной картошки, да 100 граммов муки. Как-то можно было пережить голод.
Диплом агронома он получил в 1935 году. Но не лежала душа молодого специалиста к этой профессии, и, пару лет спустя, Александр Вормсбехер стал работать учителем в сельской школе. 23 апреля 1937 года был арестован его отец, Карл Карлович. Он был приговорён к расстрелу по обвинению в принадлежности к германской разведке и в антисоветской агитации. И только в 1957 году дело Карла Карловича Вормсбехера было рассмотрено Военным Трибуналом Приволжского Военного округа, и прекращено за отсутствием состава преступления. Отец был полностью реабилитирован.
В 1936 году Александр призван в ряды РККА; после службы в армии он продолжил дело учителя, и с тех пор навсегда свяжет свою жизнь с детьми.
Педагогическую деятельность в Гуссенбахе прервала вторая мировая война. Вскоре после её начала всё население Автономной советской социалистической республики немцев Поволжья было изгнано с обжитых мест.
Прощайте, родные просторы
- В воскресенье, 22 июня 1941 года, у нас проходил спортивный праздник, - вспоминает Александр Карлович. - В самый разгар футбольного матча на поле выехал на коне конюх райисполкома. Он был большим любителем выпить, и потому не внушал особого доверия. Помню, мы, футболисты, закричали на него: «Ты что, совсем спился? Уезжай!»
Конюх нас не слушал. Он подъехал ко мне (а я тогда возглавлял районный комитет по физкультуре и спорту) и сказал, что нас вызывают в райисполком.
Я стал одеваться. Подошла жена, спросила: «Что случилось?». «Нас вызывают. Либо в очередной раз объявили учебную тревогу, либо настоящая война пришла».
Я отгадал – действительно пришла война.
Дальше события развивались по знакомому сценарию. Трагические события, которые произошли с 28 августа 1941 года после выхода Указа Президиума Верховного Совете СССР о депортации немецкого населения, резко изменили жизнь всех советских немцев.
Вот как вспоминает об этом Александр Вормсбехер в написанной им книге «В сибирской глубинке»: «О том, как проходила депортация, я расскажу не с чужих слов. 4 сентября 1941 года всю мою семью – меня, мою мать, двух моих братьев, жену и двух крошечных дочерей – двухлетнюю и семнадцати дней отроду посадили в грузовик и вместе с односельчанами из Гуссенбаха Франкского района АССР немцев Поволжья отвезли под вооружённой охраной на железнодорожную станцию Медведица, дав перед этим всего сутки на сборы, и разрешив взять с собой только самое необходимое. В Медведице стояли наготове товарные вагоны, используемые для перевозки скота, но на сей раз предназначенные для нас. Нас набили в них всех вместе – женщин и мужчин, стариков и детей – и отправили в Сибирь, куда именно, мы так до самого конца и не знали. На лицах отъезжающих не было выражения зла или ненависти. Людям просто было очень тяжело расставаться с родным уголком. С собой можно было взять лишь часть из необходимых вещей и продуктов. Всё остальное пришлось оставить. Оставить дома, мебель, скот, землю, где родился и вырос. Пусть поймут меня правильно, но лишиться всего этого только потому, что ты родился немцем, согласитесь, было нелегко. Наверное, меня поймут только те, кто пережил и прошёл через всё это».
Всё, что он пережил тогда, Александр Карлович отразил в своей картине «По Указу от 28.08.41 г.» Картина написана в виде карты, где на месте автономной республики немцев Поволжья сплошной людской поток, который растекается в виде ручейков по всему Союзу или по всей стране. Сколько тоски и горя в глазах людей, которым суждено было покинуть родной край.
Позже, после прибытия в Сибирь, изгнанное население узнало, что делалось это во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года, абсурдно обвинявшего советских немцев в пособничестве фашистам. Только 14 сентября состав с вынужденными переселенцами прибыл в Омск. Александр Карлович считает, что его семье повезло, когда на подводах доставили в Александровку. Здесь изгнанников встретили с сочувствием и деревенским радушием, обеспечили на первое время продовольствием, определили на жительство по крестьянским домам. Незабываемое чувство благодарности к этим добрым людям он всегда хранил в своём сердце.
Ссыльные волжане, обретя вторую родину, тут же включились в работу. Но их всё равно не оставили в покое. Уже в январе 1942 года началась мобилизация депортированных мужчин и юношей, а впоследствии и женщин, в трудармию. «Мне удалось составить список тех, кто был отправлен из Александровки в трудармию, - пишет Вормсбехер. – Таких набралось сто семьдесят один человек (в том числе тридцать восемь женщин). Пятнадцать человек там погибло».
Александру Карловичу выпала доля попасть в Ивдельлаг, расположенный в Свердловской области. Там валили таёжный лес, строили дороги, обжигали древесный уголь. За колючей проволокой, под охраной вооружённых часовых ежедневно заставляли вырабатывать норму, посильную только здоровым мужчинам. Иначе срезали даже скудную лагерную пайку. Измождённые люди гибли на глазах. Также лагерное начальство поручало Александру Карловичу выполнять художественные работы. Однажды это его чуть не сгубило.
«Он сидел в приёмной начальника отряда и рисовал, невольно стал свидетелем бурного спора между начальником и оперативным уполномоченным. Второй убеждал первого подписать документ, разрешающий арест нескольких десятков трудармейцев, намечающих якобы дерзкое преступление – убийство самого начальника. Тот отказывался, говорил, что хорошо знает всех этих людей и не верит в их преступные замыслы. Уполномоченный настаивал на своём. Убедившись, что желаемого ему достичь не удастся, он выскочил из кабинета и, не глядя по сторонам, выбежал в коридор. Александра Карловича он не заметил, и это его спасло. Тайна, к которой прикоснулся он помимо своей воли, была смертельно опасной. Это была тайна методов работы службы безопасности. Никому не разрешалось знать их».
Пребывание в трудармии на Александра Карловича оказало неизгладимое впечатление, и всю оставшуюся жизнь он не любил затрагивать эту тему, да и понятно почему: голод, тягости лагерной жизни, клеймо врага народа, предателя Родины, не давали жить по-человечески, да какой там жить - существовать.
В трудармии свои правила: твоя жизнь зависит от выполнения плана. Да эти правила были таковы, что человек не в силах был выдержать всех условий. Это хорошо понимал начальник лагеря, где находился Александр Карлович. Он вынужден был идти на приписки, иначе бы погибли люди. Это спасло многих, но не спасло самого начальника лагеря – его судили…
Многое пришлось испытать и пережить Александру Карловичу в лагере: видеть несправедливость, бездушие и человеческую доброту, товарищество. Он понимал, что люди не могут жить только работой, им ещё нужна вера в будущее. Они должны выдержать, выстоять, не сломиться, чтобы вернуться домой.
Чтобы хоть как-то отвлечь людей от тяжёлых мыслей, Александр Карлович и здесь организовывает художественную самодеятельность. Люди, сначала робко, потянулись к творчеству, стали участвовать в спектаклях.
Освобождение из трудармии не пришло даже с окончанием второй мировой войны. Известие о победе над фашистской Германией распространялось среди лагерников только шёпотом. Вормсбехер освободился из лагеря лишь в 1946 году.
После освобождения из трудармии Александр вернулся в ставшее родным сибирское село Александровка, где начнётся «новая» жизнь.
Человек души и сердца
Александр Карлович устроился в Александровский детский дом, где и проработал 10 лет до его закрытия.
Вот что вспоминает об этом времени бывший воспитанник, а затем и воспитатель детдома Сергей Константинович Ульянов, китаец по национальности, сызмальства не знавший своего настоящего имени:
- Всё, что умел, он стремился передать детям. Они быстро привыкали к нему, чувствуя добрую душу в этом человеке. Александр Карлович завлекал нас своей неудержимой страстью, способностью наиболее полно раскрыть свои дарования. По-отечески относился к подопечным, детям войны, помогал устраивать неповторимые праздничные вечера. Но даже после закрытия детского дома Александр Карлович продолжал поддерживать связь со своими воспитанниками. Об этом свидетельствуют письма из личного архива семьи Вормсбехер.
На долгие годы после этого судьба связала Александра Карловича Вормсбехера со школой. Он как-бы спешил наверстать то, что было украдено лагерным временем. С 1957 года работает педагогом в Александровской средней школе, из стен которой в 1977 году уходит на пенсию. За добросовестный труд и преданность своему делу Александр Карлович был награждён значком «Отличник народного просвещения» (1972 год). Любовь к детям Александр Карлович пронёс через всю свою жизнь.
- С малых лет помню Александра Карловича, преподававшего в нашей школе рисование, черчение, труд, пение, - вспоминает бывший глава Александровской сельской администрации Анатолий Андреевич Цинн. – Он был требовательным, но справедливым педагогом. Хорошо владел слесарным делом, был непревзойдённым столяром, талантливым художником, музыкальным организатором. Учитель работал ещё в то время, когда я по окончании ВУЗа пришёл в Александровскую школу. Только когда повзрослели, поняли, каким разносторонним человеком был наш наставник.

По всему селу рассыпана память об этом человеке, она живет в каждом доме и в каждом человеке, с кем соприкасался Александр Карлович. Сельский учитель – его основная профессия на долгие годы. Однако он никогда не замыкался только на школьных уроках.
- Он был эталоном для подражания, человеком энциклопедического ума, - говорит про своего бывшего классного руководителя Эльвира Владимировна Беккер, ныне преподаватель географии. – С ним наша художественная самодеятельность поднялась на недосягаемую высоту, мы обычно держались на 1-2 местах в районе. Мне кажется, не было таких музыкальных инструментов, игрой на которых бы он не владел. Ученики восхищались его глубокими и разносторонними знаниями, он мог подсказать им по русскому языку и черчению, владел музыкальными драматическим искусством. В селе его уважали и стар, и млад.
Все александровские ребята учились когда-то у Вормсбехера, и каждый взрослый помнит и по-прежнему любит своего наставника. Не забыла, как ходила к нему на певческие сходы и в танцевальный кружок Валентина Давыдовна Беккер, ведущая ныне фермерское хозяйство.
А Валентина Ивановна Цинн не только училась у Александра Карловича, но, живя по соседству, часто захаживала в гости, играла с учительскими детьми:
- Моя мать рассказывала, как семья Вормсбехера разместилась в нашем доме после высылки с Волги. Он и тогда отличался от наших деревенских жителей, но в своей интеллигентности не был заносчив. Это был спокойный уравновешенный человек, в школе с нас спрашивал строго, но не допускал повышенного тона, а тем более оскорблений, в отношении как родителей, так и учеников. На уроках труда под началом учителя мы мастерили улья, строгали планки и брусья. Запомнилась его художественная натура, насколько ему удавались портреты односельчан. Как-то на уроке нарисовал мой портрет, сходство было изумительным. Мы с удовольствием пели, вдохновляемые руководителем. В нашем исполнении обычно звучали русские и немецкие народные, эстрадные песни. А какой у нас был танцевальный кружок! Однажды Александр Карлович нарядил нас в костюмы ромашек, придуманные им.
Александровка оказалась счастливым местом притяжения не только для изгнанников, но и для добровольно приехавших сюда людей разных национальностей. Они счастливы, что связали свои судьбы с этим благословенным местом.
- В Александровку я приехала в 1964 году под девичьей фамилией Горчакова, закончив учёбу в Омском педучилище, - рассказывает Людмила Дмитриевна Цинн, заслуженный учитель, ныне пенсионер. – Мы с подругами не почувствовали себя чужими в селе, жители которого разговаривали на немецком языке. Сразу же окунулись в жизнь села, стали пропагандистами и агитаторами, активными участницами художественной самодеятельности. А в Александра Карловича влюбились, что называется, с первой встречи, несмотря на то, что ему в ту пору было полвека. В нём мы видели идеал мужчины. Помню его элегантный голубой костюм, убеленную сединой аккуратную причёску. Стоило ему стать за дирижёрский пульт на сцене районного Дома культуры – весь зал замирал. Мы знали, что нам обеспечено призовое место.
По его картинам мы проводили классные часы, приобщая учеников к культуре, воспитывая в них патриотические чувства. На нескольких картинах запечатлены исторические события, например, убийство присланного в Александровку информатора губчека Фритца Книппена (его могила на сельском кладбище с почётным караулом пионеров). В то же время в памяти и на полотнах живописца остались горестные эпизоды, связанные с депортацией российских немцев с Волги.
Всецело отдавая себя работе и общественной жизни, Вормсбехер как-то повинился, что недостаточно уделял внимания своей жене Лидии, которая взяла на себя заботы по хозяйству, домашнему воспитанию детей. Господь даровал ему долгую жизнь, и всё время сокровища своей души Александр Карлович щедро разбрасывал по людям. Его картины украшают интерьеры школы, больницы, сельской администрации, национального культурного центра. Он стал основателем богатейшего сельского музея, основу которого составили собственные экспонаты. Эти экспонаты он собирал всю свою жизнь, и вместе с односельчанами создал профессиональную экспозицию. Там же хранится большинство его живописных работ, созданных в России. А в книге отзывов зафиксированы высокие оценки от жителей села до учёных и членов правительственных делегаций. В музее много альбомов, фотоснимков, книг и вещей Вормсбехера, среди которых служившие долгие годы фотоаппараты «Фотокор» и «Зенит», картины (исторические полотна, портреты именитых земляков, детей, родные пейзажи и натюрморты). Среди нескольких работ символистского направления – картина «Судьба моего родного языка»: в море, будто бы в потоке времени, разбросаны островки с буквами немецкого алфавита. Некоторые пытаются удержаться на плаву в водной пучине, а некоторые терпят бедствие под волнами…
Александр Руди, в 1992 – 2001 гг. заведующий отделом культуры Азовского немецкого национального района Омской области, побывав в сельском музее сказал: «Я за свою жизнь видел много музеев по России, и смею утверждать, что по информативности, структуре и художественному представлению экспонатов это лучший сельский музей».
Какой-то особой теплотой и любовью веет от полотен самодеятельного художника Александра Карловича Вормсбехера. Под его кистью голубеет в снежных покровах зимняя Александровка, когда-то нарисованная им такой, какой виделась с крыши собственного дома. Романтический налёт лежит на подобных творениях старого мастера-живописца. В своём творчестве Александр Карлович выделял 5 основных сюжетных картин: «Заре навстречу», «За советскую власть», «Всё для фронта, всё для победы», две картины связаны с судьбой немцев в России – «Судьба моего родного языка» и триптих «Судьбы человеческие». Большинство его работ воспевают красоту сибирского края. Пятьдесят лет своей жизни он отдал искусству. За это время мастером написаны более тысячи работ.
Жизнь Александра Карловича сложилась так, что он не мог в своё время учиться рисованию. Уже в зрелом возрасте удалось окончить заочно народный университет культуры. Но его природный талант художника даёт о себе знать в каждой картине, по-своему уникальной, неповторимой. Часть своих картин Александр Карлович передал хирургическому отделению посёлка Шербакуль. Это и родные пейзажи, и непосредственность детей, открывающих для себя мир, и борьба за хлеб. И кто знает, может быть, в трудную минуту больной перевёл свой взгляд на картину и увидел в ней призыв к жизни, понял её радость. Картины Александр Карлович не писал только для себя. Почти ежегодно художник представлял их на выставках. Многие работы известны далеко за пределами области и удостоились самых высоких наград. Одна из последних работ - пейзаж «Синий март», передающий особый колорит, прелесть русской природы, которую сумели увидеть глаза художника.
Есть немало отзывов от посетителей его выставок:
«Сегодня я узнала, что недалеко от нас живёт человек с удивительным дарованием: талантом отображать увиденное им самим так, чтобы можно было самим входить в мир, изображённый художником!»;
«Пейзажи самобытного художника Александра Карловича Вормсбехера имеют эффект фотографии. Будто и не касалась их кисть. Всё живо и натурально. Большое спасибо художнику за тру и умение изображать мир правдиво»;
«Александр Карлович, я смотрел, а затем фотографировал ваши полотна. Хороши пейзажи, тёплые тона зимних этюдов отдают эдаким левитановским спокойствием. По этим работам можно судить о характере художника, о человеке с рабочей кистью и добрым взглядом. Импонирует манера письма, т.е. тонкий мазок, аккуратность. Ведь отдельные наши живописцы грешат ещё грубыми «бросками» краски на холст, а у Вас та самая фотографичность, а значит, реализм жизни».
Александру Карловичу была близка лирика А. С. Пушкина. Она вдохновила художника на написание картин «Сожжённое письмо» и «Цветок»; именно так называются стихи Пушкина, которые полно раскрывают Александра Карловича в своих картинах.
Александр Карлович очень любил слушать песни, а одна из любимейших артисток - Анна Герман. Дочь погибшего в 30-е годы российского немца и полячки, она после войны вместе с матерью уехала в Польшу, но навсегда сохранила любовь к России, к русской песне. Александр Карлович сильно сочувствовал её трагической судьбе. Под впечатлением романса «Гори, гори, моя звезда» в исполнении Анны Герман Александр Карлович написал портрет певицы. Одна из любимых его песен - «Когда цвели сады».
Смотреть картины А. К. Вормсбехера
Александр Карлович Вормсбехер был очень многогранным и талантливым человеком, педагогом, художником и ещё летописцем. Настоящей летописью стала книга Александра Вормсбехера «В сибирской глубинке (История и будни немецкого села Александровка)», в которой есть такие проникновенные строки: «Меня всегда восхищали трудолюбие и душевные качества моих земляков, их стремление, несмотря ни на что, сохранить свои национальные традиции, свой жизненный уклад. Только желание рассказать о них и их доле заставило меня взяться за перо. Может быть, мой скромный труд будет интересен тем, кто живёт или жил в Александровке. Может быть, кто-нибудь, читая эту книгу, вспомнит своё родное село. Буду счастлив, если она окажется полезной молодёжи. Я хотел этой книгой поблагодарить всех тех, кто в эти годы был рядом со мной». Эта небольшая книга сельского летописца, написанная со сдержанной болью и любовью, стоит в ряду документальных очерков о поселении российских немцев. На примере одного села, основанного в Сибири более 110 лет назад немцами Поволжья, мы можем проследить основные этапы нелёгкой истории российских немцев.
«Наш земляк не историк и не писатель, поэтому можно понять, как трудно пришлось ему, какого труда и мужества стоила эта работа. В истории одного нашего села отражена история всего немецкого национального народа».
Председатель Международного союза российских немцев Гуго Вормсбехер охарактеризовал автора книги именно так: «Человек из народа и сам есть народ. Он не может быть равнодушным к делу своей жизни, к будущему родного села, своего народа. Книга позволяет в этом убедиться и показывает, что будущее у российских немцев есть: оно в практических, повседневных делах на благо своего народа».
Историческая Родина
90-е годы, годы интенсивной эмиграции немцев в ФРГ. После распада СССР в августе 1991 года реальной силой, способной решить «немецкую» проблему остаётся Россия. По Указу президента РФ создаются немецкие национальные округа, возрождаются немецкие национальные районы.
И всё-таки процесс восстановления справедливости по отношению к многострадальному народу идёт крайне медленно. Немцы, разуверившиеся во всём, стремятся выехать в Германию.
В потоке эмигрантов 3 августа 1995 года покидает родные места и семья Александра Карловича Вормсбехера, но художник не перестаёт творить и в Германии. По памяти он воспроизвёл на большом полотне волжский пляж знойным летом, каким запомнился он с тридцатых годов. Снова и снова он возвращается к мотивам прожитых в России лет. Видимо, ему снятся не только горькие годы испытаний, выпавших за долгую жизнь, но и счастливые времена.
27 августа 2007 года его неожиданно не стало. Ещё накануне днём он по обыкновению работал у мольберта, а вечером лёг в больницу в городе Леер. И никто, даже, наверное, он сам, не думал о конце земного пути... Умирал он тихо и незаметно – годы, пережитое и хворобы давали о себе знать в последнее время. Ушёл он из жизни в Германии, на земле, которая, судя по всему, не стала ему родной. Главные годы своей жизни - более восьмидесяти лет – он прожил здесь, в России: сперва в Поволжье, затем в Сибири.

Уходят старые немецкие интеллигенты. «Старые» – это не возраст. Это суть. Послевоенные и «новые» интеллектуалы заняты политикой разной степени громкости, сохранением идентичности, и особенно культурной. Жизнь и наследие А. К. Вормсбехера вне сомнения достойны того, чтобы знакомить с ними бывших и новых соотечественников. Это вершина, по которой, по словам Н. Бердяева, нужно судить о каждом народе. Кто возьмётся сохранить, запечатлеть, придать должное значение жизни А. К. Вормсбехера? Переиздать его книгу, выпустить альбом лучших его картин, рассказать русско- и немецкоязычным читателям об одной из наших вершин. Настоящая, глубоко народная культура в любом государстве дотационна. Является ли в Германии задача сохранения вершин литературы, художественного и иного наследия российских немцев как группы населения страны, в конце концов, таких же налогоплательщиков, государственной задачей?
…Как сказала его дочь Светлана пришедшим проводить Александра Карловича в последний путь, он легко улыбался. Вспомнилась восточная мудрость, просто и остро выражающая смысл жизни: «Когда ты родился, ты плакал, а все кругом радовались. Проживи же жизнь так, чтобы, когда ты будешь умирать, все плакали, а ты радовался…». Проститься с Александром Карловичем пришли многие его земляки, проживающие ныне в Германии. Бывшие участники ансамбля «Heimatland» и учителя спели романс «Гори, гори, моя звезда».
Память о таких людях никогда не стирается в наших сердцах.
|