В 2021 году исполняется 175 лет со дня рождения Ивана Фомича Гровеса, руководителя войскового оркестра Сибирского казачьего войска, скрипача, дирижёра, педагога.
Гровес Иван Фомич (Вильгельм-Франц-Фома) по данным разных источников родился в 1851 (1852?) году. Окончил Брюссельскую консерваторию с медалью. Работал в США.
С весны 1880 по 1882 гг. – капельмейстер оркестра Нижне-Тагильских заводов. В середине 1880-х гг. – капельмейстер войскового оркестра Сибирского казачьего войска в Омске. Дирижёр заметно повысил исполнительское мастерство казачьего коллектива, индивидуальное мастерство его участников, расширил репертуар за счёт свежих сочинений русской и зарубежной классики. Коллектив, бывший стержнем художественной жизни Омска, зазвучал по-новому. Капельмейстер быстро завоевал авторитет и уважение всех интересующихся музыкальным искусством омичей. В мае-сентябре 1890 г. выступал с коллективом на научно-промышленной выставке в Казани, летом 1891 г. с оркестром выезжал в Томск на встречу цесаревича Николая Александровича, играл для него и в Омске. Были сыграны пьесы: марш "Тангейзер" Р. Вагнера, "Венгерская увертюра" А. Келер-Бела, фантазия "Гопак" из оперы "Мазепа" П. И. Чайковского, вальс "Любовь" и полька "Французский ум" Э. Вальдтейфеля, марш "Жизнь за царя" В. В. Вурма.
Музыкант сотрудничал с Омским отделением Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), руководил любительскими оркестрами, инструментальными ансамблями, пропагандировал классическую музыку. Выступал в концертах как скрипач-солист, в составе трио, квартетов, квинтетов. Познакомил омичей с редким музыкальным инструментом – виоль д’амур. Стилю И. Ф. Гровеса были свойственны выразительность, высокая техника исполнения, чистота интонации, благородный звук. Занимался педагогической деятельностью, был первым педагогом класса скрипичной игры в музыкальных классах Омского отделения ИРМО (с декабря 1888), давал частные уроки. Стал директором и преподавателем музыкальных классов Омского отделения ИРМО, возобновивших деятельность с января 1910 года. Много сделал для становления музыкальной культуры Омска. Занимался И. Ф. Гровес и композиторским творчеством, время от времени включая в концерты собственные сочинения, в частности "Меланхолическую серенаду" (1889).
Судя по газетным рецензиям, где игра скрипача характеризовалась, как «нежная и выразительная», «строго выдержанная и в техническом отношении безукоризненная», «чистая и правильная», исполнительскому стилю Гровеса были свойственны осмысленность интерпретации, выразительность и точность интонации, прекрасный звук. Возможно, он первый познакомил горожан с редким представителем семейства струнных смычковых инструментов с резонансными струнами – виоль д’амур.
В начале 1920 гг. уехал к родственникам в Самару, где и умер, предположительно, в 1924 году. |