КАЖДОЕ ДОБРОЕ ДЕЛО НЕ С ХОДУ ДЕЛАЕТСЯ. НУЖНЫ КОНКРЕТНЫЕ, НЕ РАЗ ПРОСЧИТАННЫЕ ШАГИ.
НУЖНЫ ЛЮДИ: ДЕЛОВЫЕ, ХВАТКИЕ, СПЕЦИАЛИСТЫ СВОЕГО ДЕЛА, УМЕЮЩИЕ УБЕЖДАТЬ И ВЕСТИ ЗА СОБОЙ ЛЮДЕЙ. ВСЁ ЭТО, КОНЕЧНО, ОТНОСИТСЯ К УЗЛОВЫМ МОМЕНТАМ СОЗДАНИЯ АЗОВСКОГО НЕМЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО РАЙОНА.
Артур Иордан, экс-редактор газеты "Ihre Zeitung" (1996 - 2002 гг.):
КАК РЕЙТЕР "ТРОПКУ НАЩУПЫВАЛ"
Сразу скажу, что не референдум стал началом района. Бруно Генрихович Рейтер однажды «заболел» районом и стал высказывать идеи дружной работоспособной единицы в области – ещё том, старом и не забытом центре наших отцов. Помню, как Бруно Рейтер приехал ко мне в гости с Робертом Корном (преподавателем нашего пединститута) и начал разговор издалека. Говорили о прошлом, об общих знакомых, но чувствовалось, что гость «нащупывает» какую-то «тропку».
Помню, как тогда, шутки ради, я напомнил своим собеседникам притчу про барана и новые ворота. Тема была весьма сырой. А ко мне они приехали, видимо, потому, что я тогда уже был «смутителем спокойствия» в вопросах немецкого языка и культуры наших немцев.
Года через два-три Бруно Рейтер, уже в ранге депутата Облсовета, опираясь на встречи с жителями сёл прежнего района и группу депутатов, пробил вопрос о референдуме и образовании Азовского немецкого национального района. Препятствий всяких было множество, но 17 февраля 1992 года Указ об образовании района подписал председатель Верховного Совета РСФСР Р. И. Хасбулатов. Казалось бы, всё — точка! Ан нет.
МИЛИЦИОНЕРЫ НА ЛОШАДКАХ
Начались многотрудные и суровые будни. Нет жилья, практически всё нужно делать по-новому, перестраивать, улучшать. Время было очень трудное: району нужны были деньги, напряжённо с ними было и в области, и на уровне федерации.
Связи как таковой не было: приходилось звонить сначала в районы, там соединяли через Омск с нужным номером в Азово. Автобусной связи с райцентром тоже не имелось, люди добирались на попутках. И представьте себе радость людей, когда в течение года в крупные сёла поступили новые ПАЗики! И участковые милиционеры, передвигавшиеся на списанных из хозяйств машинах, а то и на лошадках, тоже получили новенькие УАЗы.
Первые два года в новом районе было достаточно тяжело отыскать без «гидов», где располагается та или иная служба или организация.
БОРЬБА ЗА ДЕЕСПОСОБНОСТЬ
В то время району ощутимо помогала Германия. В первые годы существования района даже анекдот ходил по области о том, что в Азово зарплату получают в долларах и немецких марках. А тут ещё «чёрная дыра» 90-х.
В районе шла упорная борьба за дееспособность в общественной работе, животноводстве, здравоохранении, образовании, культуре и спорте (подумать только, район тогда находился в конце областных спортивных турнирных таблиц!) На нас смотрели по-разному: одни усмехались, другие опасались.
"ВЫКРУТАСЫ" АЗОВЧАН
До сих пор помню радость, вызванную первыми домами на Новом проезде, первым жилкомплексом «Вера», который действительно укрепил веру в светлое будущее района.
В райцентре остро ощущалась нехватка жилья. Палочкой-выручалочкой на тот момент стали контейнерные городки. Область спокойно смотрела на «выкрутасы» азовчан. Контейнерный городок «Азово-1» просуществовал 20 лет. А какая судьба у «Азово-4»?
Помню, как Бруно Рейтер радовался первым индивидуальным стройкам в сёлах и в райцентре – люди поверили в район. Сейчас ИЖС – уже привычное явление.
УЕЗЖАЛИ СОТНЯМИ
Были и потери: в Германию стали уезжать землепашцы, животноводы и специалисты разных направлений. Урон потерпели и школы. Сейчас уже говорят о возвращении тех эмигрантов - картина жизни в Германии кардинально поменялась. Но уезжали сотнями и тысячами, а возвращаются десятки. Мы любим рассуждать на эту тему, но твёрдо знаем одно: этих возвращенцев здесь всегда ждут...
Источник: газета «Ihre Zeitung» |