Комментарий к дискуссии по поводу фильма
«Незабытые имена»
Владимир Симонов, канд. юрид. наук, доцент кафедры государственного и муниципального права Омского Государственного университета им. Ф.М. Достоевского, действительный член Международной Славянской Академии науки, образования, культуры и искусства, независимый эксперт по вопросам национальных отношений.
28 мая 2021 года мне довелось присутствовать в киноцентре «Вавилон» на премьерном показе первой части цикла фильмов «Незабытые имена» и встрече с его авторами. Фильм, безусловно, значимый, отличающийся актуальностью выбранной темы, интересным сценарием, достойной режиссурой и грамотной работой оператора. Состоявшееся после показа обсуждение продемонстрировало, что эта документальная лента вызвала живой интерес у зрителей, и превалирующее большинство отзывов о ней было положительным.
В самом деле, тема актуальна. Это самый первый за всё послевоенное время кинопроект, в котором комплексно, на основе подлинных исторических документов, событий и фактов предполагается рассказать о советских немцах — Героях Советского Союза и Российской Федерации. Причём, сказать не только о них, но и о тех, кто этих званий не получил, но сражался против нацистских оккупантов вместе со всеми гражданами нашего государства честно, храбро и самоотверженно. Мне и самому, как по жизни, так и по работе, пришлось быть знакомым с такими участниками Великой Отечественной войны.
Подобный фильм нужен был давно, ибо до сих пор у некоторой части населения нашей страны существует ошибочное и крайне оскорбительное мнение, подозревающее всех наших немецких соотечественников в коллаборационизме и поголовном сотрудничестве с гитлеровскими оккупантами.
В этой связи публичный упрёк в адрес создателей фильма в неправильном выборе темы, мягко говоря, спорен. И политически, и юридически. По мнению высказавшего его оппонента, исследование военной героики именно советских немцев, а не, например, евреев, повредит гармонии межнациональных отношений в России.
Глубоко уверен, что это суждение явно надуманное. Во-первых, ч.1 ст. 13 Конституции Российской Федерации провозглашает идеологическое многообразие. Ч.1 ст. 29 этого документа гарантирует каждому свободу мысли и слова, а ч. 1 ст. 44 – свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.
Поэтому авторы фильма были свободны в выборе темы, а выбирая её, не были обязаны в этом перед кем-либо отчитываться. Тем более что, согласно ч.5 ст.29 Конституции, цензура в Российской Федерации запрещена.
Никто не отрицает масштаба трагедии еврейского народа, уничтожение которого непосредственно входило в человеконенавистнические планы Гитлера и его «команды» и носило целенаправленный характер. Но в повальном сотрудничестве с нацистами евреев никто никогда не обвинял.
Сражавшиеся с фашистами граждане СССР немецкой национальности не причастны к нацистским преступлениям. Они не имеют никакого отношения к массовому уничтожению евреев. Фильм о советских немцах – участниках Великой Отечественной войны – не разжигает социальную, расовую, национальную и религиозную рознь, не пропагандирует социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство. Он не подпадает и под другие запреты, установленные ч.5 ст. 13 и ч.2 ст. 29 Конституции Российской Федерации. То есть не призывает к насильственному изменению основ конституционного строя, не нарушает целостность Российской Федерации, не подрывает безопасность государства, не агитирует за создание вооруженных формирований, не посвящён восхвалению криминальных или антинародных элементов.
Главная цель – снять с советских немцев незаконные подозрения и обвинения в коллаборационизме, сформировавшиеся в общественном сознании в силу того, что они оказались одной национальности с гитлеровскими захватчиками. Тем более, что действующая редакция Закона РСФСР от 24.06. 1991 №1107 «О реабилитации репрессированных народов» относит советских немцев к числу репрессированных народов и провозглашает противоправной государственную политику в их отношении, признав, что её трагические последствия до сих пор сказываются на состоянии межнациональных отношений и создают опасные очаги межнациональных конфликтов.
Поэтому, согласно ст. 4 данного закона, запрещается агитация или пропаганда с целью воспрепятствования реабилитации репрессированных народов. Лица, совершающие подобные действия, а равно подстрекающие к ним, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.
Думается, под состав данного правонарушения может подпадать и деятельность, препятствующая распространению информации об участии советских немцев в борьбе с германским фашизмом, равно как и неправомерная критика такой информации под предлогом её политической нецелесообразности.
Более того, такого рода высказывания чреваты разжиганием не только антинемецких, но и антиеврейских настроений, обострением отношений между двумя этими диаспорами.
В конце концов, подобная деятельность грубо нарушает ч.3 ст. 67.1 Конституции Российской Федерации. Согласно её условиям, Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.
Соблюдение данной нормы станет способствовать укреплению межэтнического согласия населения Российской Федерации. Её нарушение, напротив, сыграет в пользу формирования межнационального недоверия и раскола внутри российского многонационального народа, подрыва социально-политического единства власти. А это выгодно только геополитическим противникам России.
Фото Алексея Озерова, http://kvnews.ru/news |