К 100-летию образования Области (Коммуны) немцев Поволжья
Немецкие колонии на Волге просуществовали 177 лет, в том числе в форме автономной области, а затем и республики – 23 года. Бесспорно, в историческом контексте это нужно рассматривать как одно целое, состоящее из двух взаимодополняющих частей.
Памятуя о том, что история жестоко наказывает нерадивых учеников, попробуем извлечь максимум полезного из истории переселения немцев в Россию, истории колоний и Республики немцев Поволжья.
В XVIII веке огромные территории Российской империи пустовали. Для их эффективного освоения не хватало рабочих рук, специалистов. Согласитесь, современный «дальневосточный гектар» свидетельствует о том, что данная проблема для нашей страны актуальна до сих пор.
В своё время императрица Екатерина II предприняла радикальный шаг, издав 4 декабря 1762 года Манифест, приглашавший иностранных граждан пожаловать на вновь приобретённые земли. Однако он не возымел действия, потому что в нём не были чётко прописаны условия переселения.Тогда 22 июля 1763 года Екатерина издаёт новый Манифест, в котором даётся уже конкретный перечень привилегий и льгот для переселенцев – это свободный выбор места поселения, всевозможные дорожные, кормовые, подъёмные, свобода вероисповедания, самоуправление, освобождение на 30 лет от налогов, всякого рода повинностей и т. д.
Хочу обратить внимание, что на осознание того, что первый Манифест не работает, российской императрице понадобилось всего 6 месяцев. Современной же российской бюрократии нужны были 6 лет, чтобы понять, что Концепция миграционной политики 2012 года не отвечает реалиям дня. Недавно Президент России Владимир Путин подписал новую Концепцию, о чём он заявил на очередном Конгрессе соотечественников.
Результативность принятого Манифеста 1763 года превзошла все самые смелые ожидания. Всего за 6 лет, с 1764 по 1770 гг., были основаны 117 немецких колоний. А через 100 лет после обнародования Манифеста Екатерины Великой в Российской империи их уже насчитывалось 505 (в том числе на Волге 200), общая численность немцев составила более двух миллионов человек (из них на Волге – более 400 тыс.). Мне представляется, что сегодня, в ходе реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, данный опыт используется не в полной мере. Судите сами: за 12 лет существования Программы ею воспользовались только 800 тыс. человек, при планируемых от 300 до 500 тыс. в год. В Омскую область прибыло за эти годы всего 33 246 соотечественников. Для сравнения: за такой же период, включающий конец 80-х и 90-е годы XX века, численность покинувших Россию (в том числе и Омскую область) только одних немцев была в два раза выше. Здесь к месту будет следующая любопытная информация: зарегистрированная сегодня за рубежом численность русскоязычных диаспор составляет в США – 752 тыс. человек, в Германии – 503 тыс., в Израиле – 423 тыс., во Франции – 127 тыс. и т. п. Я уже не говорю о миллионах русских и русскоязычных гражданах, проживающих в бывших советских республиках. Потенциал для реэмиграции огромен. Как его заполучить? Это вопрос из вопросов.
В своё время мудрая императрица приказала перевести Манифест на немецкий, французский, английский, польский, чешский и даже арабский языки и распространить через своих представителей в европейских странах. Исключительный эффект от реализации Манифеста можно объяснить ещё и тем, что вербовкой и отправкой колонистов в Россию занимались не только государственные служащие, но и так называемые «вызыватели» – юридические лица, получившие право набирать колонистов, создавать поселения, управлять ими и получать от них часть доходов в свою пользу. Мне представляется, что роль современных «вызывателей» могут выполнять и Региональная национально-культурная автономия немцев Омской области, и Азовский немецкий национальный район, и крупные предприятия, и КФХ, подобные хозяйству «Люфт» и т. д. Но здесь обязательно необходимо соблюсти одно условие: информация должна быть исключительно объективной, то сеть честной, должна опираться на российское законодательство и государственные сайты. Главная задача сегодняшних «вызывателей» заключается в обеспечении потенциальных переселенцев информацией, в каких специалистах нуждается, например, Азовский немецкий район, перспективные сёла Солнцевка, Пучково, Казанка, Замелетёновка, Миролюбовка, Аполлоновка, Красноярка и т. д., за какую цену здесь можно приобрести жильё или построить дом, какова дорожная, инженерная и социальная инфраструктура, удалённость от райцентра и от Омска и др. В связи с этим представляется, что нам пора всерьёз задуматься о создании в регионе общественного информационного центра для желающих реэмигрировать или иммигрировать в Россию, в первую очередь, из Германии, Казахстана и других республик бывшего Советского Союза. Таким образом, мы смогли бы заметно укрепить экономический и этнокультурный потенциал немецкой этнической группы в Омском Прииртышье. Думаю, что никто не усомнится в государственной важности такого подхода. Первый шаг в этом плане нами уже сделан. В 2018 году проведена очередная паспортизация 89 населённых пунктов с компактным проживанием этнических немцев.
Перейдём к историческому опыту организации самоуправления в немецких колониях.
Саратовской опекунской Конторой была разработана специальная «временная юрисдикция». Согласно ей, к начальникам колонистов причислялись католические патеры и лютеранские пасторы, комиссары, назначенные от имени «вызывателей», форштегеры (старосты – в некоторых колониях их называли шульцами) и бейзицеры, их заместители, избранные колонистами; четвёртую категорию составляли старшие в семействах, которые управляли личным хозяйством. Любопытно, что старосты колоний получали 30 рублей в год, а за введение экономических новшеств и поддержание внутреннего порядка в колониях на должном уровне им выплачивали ещё и премиальные. Для сравнения, корова в то время стоила 5–6 рублей. Круг обязанностей форштегера был чрезвычайно широк – от содержания в порядке колоний, дорог до контроля бракосочетания. Форштегеры, патеры, пасторы, шульмейстеры и старшие в семействах составляли в немецких колониях своеобразную элиту, и от их слаженной работы во многом зависела экономическая, социально-культурная и религиозная жизнь в селении.
Теперь вновь перекинем мостик в современность. Сегодня самым слабым звеном местного самоуправления является его основа – деревня. В ней, в лучшем случае, встретите назначенного или избранного жителями населённого пункта старосту, который, в своём большинстве, не получает денежного вознаграждения. Наша же заинтересованность в повышении уровня управляемости этими населёнными пунктами более чем очевидна, потому что из 89 обследованных сёл с компактным проживанием немецкого населения 56 относятся к категории «деревня» и основаны нашими предками. Конечно, я не призываю вернуться к инструкции Саратовской опекунской конторы XVIII века. В этом и нет никакой надобности. В соответствии со статьёй 27 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в Совет территориального общественного самоуправления (ТОС) таких деревень как, например, Новоскатовка Шербакульского района, Сереброполье Азовского немецкого района и т. д., могут быть избраны председатель Совета ТОС населённого пункта (он же староста), депутат сельского поселения, уважаемый в деревне ветеран труда, пастор лютеранской, патер католической и батюшка православной общины, директор школы, заведующий Центром немецкой культуры и т. д. Именно через такую структуру намного эффективнее реализовывать точечные социально-экономические, гуманитарные и этнокультурные проекты, направленные на развитие деревни, сохранение в ней основ национальной культуры, традиций и обычаев. При этом, уровень управляемости, а значит, и качество жизни селян, должны заметно вырасти.
В целях решения проблемных вопросов испокон веков в столицу России направлялись ходоки. Сию чашу не миновали и российские немцы. В их более 250-летней истории было немало делегаций, «бивших челом» перед верховной властью. Первой из них, по всей вероятности, была группа уполномоченных поволжских колонистов во главе с Симоном Миллером, отправившаяся в далёком 1794 году к Екатерине II с прошением о восстановлении опекунских учреждений, после их отмены в предыдущем десятилетии. Среди множеств подобных делегаций одной из самых известных была делегация 12─23 апреля 1918 года, добившаяся решения об организации самоуправления немецких колоний на советских началах, что и стало основой создания 19 октября 1918 года Области (Коммуны) немцев Поволжья. Две делегации советских немцев 1965 года, безуспешно добивавшиеся воссоздания Республики немцев Поволжья, также вошли в историю общественного движения советских немцев за свои права. Как раз на одной из этих встреч прозвучали печально известные слова тогдашнего Председателя Президиума Верховного Совета СССР Анастаса Ивановича Микояна, который на просьбу членов делегации восстановить немецкую Республику ответил, что «если немцам, которые являются отличными работниками, разрешат вернуться домой, на Волгу, кто тогда будет работать в Сибири?» Впоследствии участник делегации, писатель и общественный деятель, Гуго Вормсбехер по этому поводу с горечью пошутил, что «немцев подвело их природное трудолюбие, если они были бы чуть-чуть поленивее, то получили бы назад свою республику». Следующие три делегации советских немцев, после большого перерыва, состоялись в апреле, июле и октябре 1988 года.Членов делегаций принимали в ЦК КПСС и Президиуме Верховного Совета СССР. Результатом их работы стало учреждение Всесоюзного общества советских немцев «Возрождение», главной целью которого было восстановление Республики на Волге. В этом плане, как известно, у них тоже ничего не получилось. Актуальны ли сегодня ходоки? Конечно, да. Но только стремительный XXI век не терпит, с одной стороны, суеты, а с другой, долгого сидения в различных приёмных. Поэтому «прошения» в виде бизнес-планов, проектов и концепций должны готовиться заранее и основательно. Тогда и эффективность очередной делегации российских немцев, в составе которой видятся, в первую очередь, главы немецких районов и руководители ряда региональных автономий Сибири, может стать на порядок выше, чем у большинства предыдущих.
Далее сравним две конституции: конституция Автономной советской социалистической республики немцев Поволжья и Устав Азовского немецкого национального района.
В первой встречаются главы и статьи о языках, национально-территориальных формированиях, компетенции органов власти в сфере национальной политики.
А вот Устав Азовского немецкого района абсолютно идентичен Уставу Усть-Ишимского или любого другого района Омской области.Наверное, это неправильно. В основном документе национально-территориального образования надо было бы, на мой взгляд, всё-таки юридически обосновать главную цель его создания – сохранение и развитие духовного наследия и этнокультурного потенциала немцев России. Это упущение, если его не устранить, может в будущем привести к определённым политическим и юридическим коллизиям.
Бесспорно, основание Республики сыграло важную роль в осознании немцами Поволжья себя как единого народа. Была создана относительно мощная база, хранящая и воспроизводящая культурное наследие этнических немцев. Судите сами, к 1941 году в Автономной республике проживало 366 685 граждан немецкой национальности, что составляло 25% от численности всех советских немцев. В экономическом плане – это была одна из самых развитых автономных республик Советского Союза. Возьмём только один показатель: в 1914 году на территории будущей республики было произведено 473 тысячи тонн зерна, а в 1940-м – уже 1 млн 187 тысяч. В Республике немцев Поволжья было 5 ВУЗов (в том числе 2 педагогических), 18 техникумов и училищ (из них только 4 педагогических), театров – 5, Домов культуры и сельских клубов – 275, библиотек – 406, школ – 446 (в них обучались 117 тысяч школьников), детских садов и яслей – 100 (их посещали более 3-х тысяч ребятишек), больниц, амбулаторий, ФАПов – 339 (из них только родильных домов – 85).
И вот в одночасье всё это было ликвидировано. Народ был лишён территории и социально-экономической базы, обеспечивающей ему национальное будущее. 366 тысяч немцев Республики Поволжья, проживавших на территории в 28 тыс. кв. км, были распылены в Сибири и Казахстане на площади более 3 млн кв. км, лишившись при этом не только экономических, национально-культурных, языковых связей, но и кровно-родственных. Ликвидация Республики и поголовная депортация немцев из Поволжья и всей европейской части страны (а это вместе с поздними репатриантами более 1,2 млн человек) – это тот случай, когда государство не только жестоко обошлось с одним из своих народов, но и наказало само себя. Сегодня на Волге рядом с такими сильными субъектами федерации как Самарская область, республика Татарстан могла бы существовать Республика немцев Поволжья. Кому от этого было бы хуже? Вопрос из ряда риторических.
Но это уже история. Сегодня во всей Российской Федерации проживает столько немцев, сколько их было на Волге до 1941 года. А вот численность алтайских и омских немцев составляет те же 25%. Здесь сосредоточен самый значительный экономический и этнокультурный потенциал немцев России. Так распорядилась история – центр этнических немцев сместился с Волги в Западную Сибирь.
При всей несопоставимости масштабов республики и сибирских регионов, мы с вами обязаны взять на себя свою долю ответственности за будущее российско-немецкого этноса, начало которому было положено 255 лет назад на Волге.
Виктор Эйхвальд, редактор журнала немцев Сибири «Культура» |