Накануне первомайских праздников зав. Новоскатовским центром немецкой культуры Марина Тарасова и активистка молодёжного движения российских немцев Юлия Тарасова побывали в гостях у всемирно знаменитого земляка – учёного, профессора Регинальда Цильке.
М. Тарасова: "Поводом для нашей встречи послужил 85-летний юбилей, который недавно отметил профессор. Он был очень рад гостям из родной деревни, в которой вырос и получил путёвку в жизнь. Я преподнесла в качестве подарка земляку свою книгу о Новоскатовке "Жила бы деревня моя...", в которой значительная часть уделена талантливой семье Цильке. Кроме того, свой последний сборник стихов "Шорох листопада" передала в подарок супругам Цильке новоскатовская поэтесса Светлана Качеровская. В свою очередь Регинальд Александрович подарил мне автобиографическое повествование под интригующим названием "Моя жизнь среди коммунистов", переизданное в 2011 году. Издание 2005 года, конечно же, имеется в Новоскатовской сельской библиотеке, и я её изучила "от корки до корки" ещё лет 10 назад. Я несказанно рада, что получила новую книгу "МЖСК" с дополнениями и уточнениями в подарок "лично".
Супруги Цильке тепло нас встретили, показали свою небольшую уютную квартирку в Новосибирске, в новом доме, расположенном совсем рядом с Новосибирским Государственным аграрным университетом. Это, пожалуй, самое важное для профессора: каждый Божий день он спешит в свой "Альма-матер", чтобы увидеться с коллегами и студентами, поделиться опытом и советом, вдохнуть "запах науки и творчества". Уже почти 40 лет он читает лекции по генетике и селекции растений в НГАУ (общий стаж работы 72 года!). Его неутомимой энергии, жажде знаний, бодрости духа можно только по-хорошему позавидовать. Он весь в движении, строит планы на будущее, его глаза светятся любовью к жизни и к людям. Регулярно Регинальд Александрович посещает Новосибирский оперный театр – ведь интерес к театральному искусству он питал ещё с детства (мечте стать режиссёром не суждено было сбыться, и причиной тому этническая принадлежность).
Когда я пригласила профессора в Новоскатовку на осеннее мероприятие, посвящённое 80-летию Виктора Гейнца, он ответил: "Но в октябре я не могу - у меня же лекции!" Дай Бог каждому из нас на девятом десятке быть настолько самоорганизованным и "беспокойным" в хорошем смысле.
Тамара Степановна рассказала о том, как праздновали юбилей профессора и, что немаловажно, одного из лидеров немецкого общественного движения, в Российско-немецком доме г. Новосибирска.
К сожалению, ансамблю "Нахтигаль" не довелось принять участие в юбилейных мероприятиях в РДН, как 5 лет назад. Но я пообещала, что на 100-летие приедем непременно!
Перед самым отъездом Регинальд Александрович пригласил нас на экскурсию в Университет (не показать его он просто не мог). Времени у нас было немного, и всё же достаточно, чтобы ощутить атмосферу, которая царит в учебном заведении.
Улыбающийся всем встречным профессор спешно провёл нас по этажам основного корпуса (успевая на ходу сообщить избранным, что "это гости с моей деревни "Schöntal").
С каким трепетом и гордостью показывал он учебные помещения, свой рабочий кабинет, рассказывал о своих многочисленных учениках – учёных-ботаниках и селекционерах, чьими портретами увешаны стены длинных коридоров. Всю жизнь он уделял особое внимание воспитанию молодых научных кадров. Им был организован Немецкий центр, занимающийся подготовкой студентов и преподавателей для стажировки в Германии. Совместно с Гумбольдтским университетом в Берлине была осуществлена программа "Менеджмент в сельском хозяйстве", финансируемая Немецкой службой по академическому обмену. Более 100 студентов и 50 преподавателей прошли стажировку в Германии, Швеции и других странах. Он организовал 9 генетико-селекционных школ-семинаров для молодых исследователей с привлечением крупных учёных России и стран СНГ.
Обо всём этом профессор рассказывает с огромным чувством гордости, с малой толикой хвастовства (ему это позволительно!).
Я спросила: "Регинальд Александрович, а есть то, чего Вы не сделали в своей научно-творческой жизни?" На что он, не задумываясь, ответил: "Да, я не вступил в Компартию, иначе я бы был ректором этого университета и, наверняка, смог бы сделать ещё больше"
А потом добавил: "Ещё в конце 50-х годов отец собрал нас, сыновей, и сказал "если кто-то из вас вступит в эту "кровавую" партию, на чьей совести миллионы неповинных людей (в том числе и учёных - М. Т.), тот не переступит порог моего дома..."
В кабинете профессора на видном месте висит большой портрет великого учёного-селекционера Николая Вавилова, которого он называет своим учителем, и эмоционально, с горечью в голосе говорит: "Это выдающийся учёный! Ему предлагали заниматься наукой в Америке! Но он вернулся в Советский Союз, был арестован, и в 1943 году умер в "сталинской" тюрьме" от голода".
Вот такой он, наш земляк: всемирно известный и простой, строгий и принципиальный в научных исследованиях, порой бескомпромиссный, добрый и сопереживающий в человеческом общении, жаждущий правды и знаний. Российский Немец с большой буквы!
Недаром имя Р. А. Цильке стало первым среди «Лучших имён немцев России» в области науки. |