В омской типографии «Золотой тираж» готовится к выпуску историко-биографическое издание, посвящённое жизни выдающегося педагога, создателя омской скрипичной школы Вильгельма Яковлевича Шпета. «Музыка над Иртышом» – это итог многолетней исследовательской деятельности омского журналиста Леонида Рабчука, автора нескольких книг по истории музыкального образования в Омске. Посвящена она не только известному скрипачу-педагогу Вильгельму Шпету, но и времени, в которое он жил, и людям – наставникам, друзьям и ученикам, кто шёл с ним бок о бок по тернистому жизненному пути. В книге читатель найдёт неизвестные факты из биографии основателя первого и долгое время единственного детского струнного оркестра Сибири, редчайшие фотографии и подлинные документы, найденные в архивах омской детской школы искусств № 1 имени Ю. И. Янкелевича, семьи и друзей Заслуженного работника культуры РСФСР Вильгельма Шпета. Книга, адресованная всем увлекающимся историей музыкального образования Сибири и становления Омска как одного из культурных центров нашей страны, написана живым языком и может быть интересна широкому кругу читателей.
Эта работа стала возможной благодаря инициативе Региональной национально-культурной автономии немцев Омской области и создана на средства гранта, предоставленного администрацией города Омска в рамках ежегодного конкурса муниципальных грантов.
Фрагмент книги «Музыка над Иртышом»,
глава «Под слоем старой штукатурки»
«Директор первой музыкальной школы Татьяна Гадельшина обратилась ко мне с просьбой помочь подготовить сборник статей, посвящённый 95-летию школы. Среди педагогов, о ком мне предстояло написать, был и Шпет. Я взялся за это задание с радостью, тем более что идея увековечить имена, уже ставшие к тому моменту для меня родными, воодушевляла. Почти год работы – и такой удачный альманах, по словам главных критиков той моей работы – учителей ДШИ № 1. Но я знал – статья о Шпете слабовата. Почему? Потому что была первой, которую я писал, потому что не использовал архивы, потому что взял всего лишь восемь интервью у людей, знавших его лично. И главное – сразу после выхода книги меня стали донимать знакомые и незнакомые люди с вопросом «А почему Вы не поговорили со мной? Я знал (знала) его лично». Так появилась статья «Миф о Вильгельме Шпете» в журнале «Культура», выходящем под эгидой Национально-культурной автономии немцев Омской области.
Как мне тогда казалось, я хорошо поработал над ошибками, дополнил и расширил материал, и, вроде бы, надо успокоиться, но мне что-то мешало оставить мысли о Шпете и искать новые забытые имена для своих историй. Постоянно зудело в голове, и я стал задавать вопрос абсолютно всем, с кем встречался для интервью: «Вы не знали Вильгельма Шпета, скрипача?» И это не анекдот. Мне стали присылать обрывки историй с разных концов страны и не только. Так родилась глава книги о выдающихся омичах «Люди и судьбы. Немцы в истории Омского Прииртышья», выпущенной к 300-летию Омска. Но я по-прежнему не был уверен, что рассказал про Шпета всё, что можно. Я и сейчас, после того, как поставил точку в рукописи этой книги, целиком посвящённой выдающемуся педагогу, не уверен, что это окончательное и бесповоротное завершение моей работы по теме». |