Вход  




фотогалерея


   Информационный сайт немцев Омского Прииртышья 

Азовский этнографический комплекс


меню сайта

статистика





СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ
29.03.2017Репрессии
Старое дерево не пересаживают
06.01.2018Ветераны труда
Ушёл из жизни славный человек...
13.05.2018Репрессии
А память на Волге...
26.05.2018Выполняя священный долг
ГЕРОЙ ИЗ КОШКАРЕВО
06.01.2018Репрессии
Человек необыкновенной души
03.05.2020Выполняя священный долг
Военный переводчик Адольф Шнайдер
28.11.2017Репрессии
Чужие среди своих
19.05.2020Репрессии
История жизни Эльзы Экк
11.12.2017В горе и в радости...
Секреты счастливой жизни
23.03.2018Репрессии
Книга объёмом в жизнь

Главная » Статьи » Немцы в просвещении и здравоохранении » Служители церкви

Намеренно забытые

Начиная с 20-х годов прошлого столетия намеренно искоренялась история о церквях и пасторах. Намеренно пытались забыть о внесённом вкладе в развитие Прииртышья тех, кто стоял за спинами сильных и великих людей той эпохи.



Начиная с 1716 года на берегах Оми уже проводились евангелические Богослужения. Они проходили в военных палатках или других временных пристанищах для Слова Божьего. С этого же года имеются упоминания и о молитвенном доме. Многие краеведы утверждают, что на доме также находилась и башенка с «простым крестом». А проводили Богослужения не только военные проповедники, но и высшие чины, находившиеся в распоряжении местных высокоподанных Императора. Это было почётно и вызывало уважение.

Говоря об именитых людях, проживающих на берегах Оми и Иртыша, мы часто не задумываемся, почему они смогли стать таковыми. Кто помог им воплотить их мечты и цели? Кто поддерживал их в трудные времена? Почему они «выписывали» определённых людей из «заморских стран», чтобы те были их духовным оплотом, той стеной, на которую они могли бы опереться в час, когда дуют ветра проблем? Сейчас я говорю о «духовниках» первых лиц Омской области, управлений и тех, без которых история Омска была бы иной.

 

Первый пастор

 

По свидетельству очевидцев, «в Доме Шпрингера проводились воскресные и праздничные службы, где хозяин дома сам руководил порядком (литургией)». Мы же как хранители и толкователи истории можем обосновать его действия: он поддерживал и укреплял дух своих подчинённых, повышая при этом свой статус.

Но проводить Богослужения или быть организатором духовной жизни – совсем не то, что быть активным участником Таинств и других обрядов. Поэтому он и пригласил на службу в Омскую крепость уроженца г. Данцига, учителя лютеранской школы в Москве, кандидата богословия Иоганна Даниеля Гутмахера, который
прослужил пастором в крепости до 1769 года.

Помимо строительства второй Омской крепости Губернатору приписывают ещё два важных нововведения. Первое – это организация школьного образования, что не могло не сказаться на повышении уровня грамотности местного населения. И второе, что внесло весомый вклад в культурную жизнь Сибири – это создание первого театра за Уралом, в азиатской части России. Вы справедливо можете спросить: «причём тут пастор?» С полной уверенностью утверждать мы не можем, но есть определённая логическая нить, связанная с пребыванием Иоганна Гутмахера в Москве (до службы в Омске). Во-первых, он сам являлся учителем, и о важности образования для развития общества знал «не понаслышке». Кроме того, имеющий отношение к науке, он прекрасно понимал значение и вклад её в развитие государства.

Как мы уже знаем, Гутмахер некоторое время служил в Московском приходе, где незадолго до него служил другой пастор, Иоганн Готфрид Грегори, который находится во главе списка отцов-основателей русского театра. Он, в свою очередь, воплотил в реалии мечту царя Алексея Михайловича – «учинил пьесу по библейской книге Есфирь». То есть мы смело можем сказать, что Гутмахер хорошо знаком с творческими изысканиями своего предшественника. Эти доводы в отношении взаимосвязи и непосредственного участия Гутмахера в становлении и развитии образовательного процесса и культурной жизни Омского Приртышья подтверждают влияние идей пастора на своего духовноопекаемого.

В 1771 году пришла печальная новость, что Иоганн Шпрингер умер, не успев воплотить все свои мечты и цели. Для генерал-губернатора слова «уйти в вечность» были не просто словами; свидетели той эпохи утверждали, что его жизнь была наполнена богобоязненностью. Можно с уверенностью сказать, что пастор был c ним и в последние часы жизни, и также в духовном плане укреплял губернатора в тяжёлые моменты служения в занимаемой должности. Командующего похоронили на иноверческом кладбище, на территории первой Омской крепости. Так как Иоганн Гутмахер уже закончил служение в Омске, в последний путь Шпрингера провожал уже другой пастор – Иоганн Густав Лютер, служивший в крепости с 1769 по 1783 гг.

Итак, Гутмахер Иоганн был первым пастором, имеющим ординацию (право на проповеди и преподавание Таинств) на просторах Омской области. После него сменилось большое количество пасторов, проповедников, людей, которые проповедовали и оказывали всевозможную духовную помощь.

 

Пастор Кох

 

Одним из последних, кто запечатлен в истории служителей на берегах Оми, был Константин Францевич Кох. Как и о других пасторах, о нём известно не так много: его деяния пытались забыть, стереть, как и историю о лютеранской общине в Омске.

Будучи молодым, пастор Константин Францевич получил отличное семинарское образование в Дерпте. И в 1871 году закончил семинарию с хорошим аттестатом. Эта семинария была единственной, которая «поставляла» пасторов для Лютеранской Церкви на территорию Российской Империи. Ответственным за это учебное заведение был пастор Бенгт Готфрид Форселиус. В основе его обучения, помимо богословских наук, важное место отводилось организации образования и диаконическому (социальному) служению, что, конечно, не могло не отобразиться и на будущем пасторе Кохе. Как и многие его предшественники, он имел опыт служения в Европейской части России и непосредственно в Московских общинах, где, как и другие пасторы, он набирался опыта для служения вдали от столицы.

Имеется упоминание о том, что в его служебную ответственность входила опека кадетов лютеранского исповедания в Александровском военном училище с 1898 по 1901 гг. Полученный опыт катехета и капеллана затем помог ему в служении в Сибири.

Пастор Кох прослужил в Москве, в кирхе Петра и Павла на Старосадском, с 1895 по 1904 гг. В этом же году его переводят в Сибирь, на служение пастором в Омской общине и для оформления небольших общин, находящихся на территории Акмолинской Губернии.

Понадобилось несколько лет, чтобы 22 августа 1909 года при Омской Церкви открыли школу. И, конечно же, пастор Кох был в ней одним из учителей, преподающим Закон Божий и другие науки. Заведующим школой стал Карл Фридрихович Пуфаль, который, помимо этого, служил при общине кюстером (заведующим хозяйством и служителем алтаря), а также сопровождал Богослужение на органе.

Через короткий промежуток времени, в сентябре того же года, Константин Кох был приглашён в первую Женскую гимназию Поповых для преподавания Закона Божьего и помощи в душепопечении учениц лютеранского исповедания. Он оставался на этой должности вплоть до 1914 года.

В ответственность пастора Коха, как уже говорилось, входил не только Омский приход, который насчитывал 3 400 прихожан, но и общины и прихожане Акмолинской Губернии, где насчитывалась 29 038 прихожан. Стоит отметить, что всего в Сибири проживало 57 676 верующих лютеранского исповедания.

Практически все церковные документы (свидетельства о крещении, о конфирмации, о благословении семьи и другие) начала прошлого столетия, дошедшие до нас, стоят за подписью именно этого пастора.

В это же время пастор Кох участвует в служении Красного креста, в учредителях которой числился он сам и лютеранский приход г. Омска. В сохранившихся документах упоминается, что пастор Кох и члены общины помогали «беднякам, нуждающимся и людям, попавшим в беду на территории Сибири, независимо от религиозной принадлежности, пола и национальности».

Как и все его предшественники, пастор Кох сопровождал своих прихожан от рождения до смертного одра. В их число входили никому не известные люди, крестьяне, работники фабрик и заводов. Но также пастор Кох занимался заботой о душе «сильных мира сего». Например, одна из актовых записей в метрической книге Омской евангелическо-лютеранской церкви, сделанная пастором К. Кохом, свидетельствует: «уроженец Южной Франции, преподаватель Сибирского кадетского корпуса, действительный статский советник Пётр Иванович Мозер (Peter Moser) скончался 14 марта 1911 г. в возрасте 68 лет от паралича». И если эта запись находится в церковной книге, то с уверенностью можно сказать, что вышеуказанный пастор знал, сопровождал по жизни до самого смертного ложа этого именитого прихожанина.

Представить, как проходили траурные мероприятия, нам помогает стих Осипа Мандельштама «Лютеранин», написанный в 1912 году:

 

Я на прогулке похороны встретил

Близ протестантской кирки, в воскресенье.

Рассеянный прохожий, я заметил

Тех прихожан суровое волненье.

 

Чужая речь не достигала слуха,

И только упряжь тонкая сияла

Да мостовая праздничная глухо

Ленивые подковы отражала.

 

А в эластичном сумраке кареты,

Куда печаль забилась, лицемерка,

Без слов, без слез, скупая на приветы,

Осенних роз мелькнула бутоньерка.

 

Тянулись иностранцы лентой черной,

И шли пешком заплаканные дамы,

Румянец под вуалью, и упорно

Над ними кучер правил вдаль, упрямый.

 

Кто б ни был ты, покойный лютеранин,

Тебя легко и просто хоронили.

Был взор слезой приличной затуманен,

И сдержанно колокола звонили.

 

И думал я: витийствовать не надо.

Мы не пророки, даже не предтечи,

Не любим рая, не боимся ада,

И в полдень матовый горим, как свечи.

 



Начиная с 1918-го, как и многие другие церкви и религиозные организации, омскую общину постигли репрессии и конфискации имущества. Так, 15 августа 1920 года здание кирхи было муниципализировано. 28 сентября 1921 года евангелическо-лютеранская церковь вместе с имуществом была передана в аренду общине верующих, состоявшей всего из 45 человек. По официальным данным, за 1927–28 годы в общине было 87 (56) прихожан. В 1930-м году произошло изъятие книг: «по распоряжению Омского Городского Административного Отдела Исполнительный орган Омской Евангелическо-Лютеранской Общины передаёт старые книги, находившиеся до тех пор в Лютеранской церкви, в архив». Передача произошла 9 декабря за подписью К. Коха, в списке указаны 133 книги на немецком языке. В деле 1928 года «Документы… об охране памятников старины, искусства и быта» в списке памятников указана и кирха.


Таким образом, мы можем привести большое количество примеров того, как на протяжении восьмидесяти лет историю о священнослужителях лютеранской церкви в Омске пытались забыть, искоренить и уничтожить.

Также можно привести большое количество примеров, как на протяжении трёх веков пасторы, служители, руководители и члены Советов общин и простые прихожане вносили большой вклад в зарождение Омска. Это и Бухгольц, и «второй после Бухгольца» Иоганн Шпрингер, и барон Таубе, и многие другие.

Немаловажно, чтобы за большим человеком и его деяниями находились люди, которые являются для него оплотом, стеной и поддержкой в принятии важных для страны, региона, области и города решений. И без сомнений, пасторы лютеранской церкви были таковыми!



Источник: https://drive.google.com/file/d/1ZCTKCCNZczpuaDsdTsUtrHDVKXPT8Vym/view
Категория: Служители церкви | Добавил: znkprometheus (24.01.2020)
Просмотров: 809 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск

наши партнёры

WWW.RUSDEUTSCH.RU

WWW.JDR.RU

WWW.DD.OMSK.RU

WWW.SIBMINCULT.RU

WWW.ZFD.RU

WWW.BIZ-INSTITUT.RU



популярные новости
02.11.2024
Медиа «Трамплин»/Омск: интересные факты из жизни Ф. Штумпфа
02.11.2024
С праздником, земляки!
01.11.2024
Повторное заселение Филиппа Штумпфа в свой дом
03.11.2024
С праздником!
03.11.2024
Филипп Штумпф. Возвращение

Copyright MyCorp © 2024
При копировании материалов просим размещать активную ссылку на rusdeutschomsk.ru