Неотъемлемой частью жизни поэта были книги.
«Я не помню отца без книги в руках. Она была неотъемлемой частью его жизни. Отец на свою скромную зарплату собрал уникальную библиотеку, из которой он черпал знания по всем отраслям человеческой культуры», - вспоминал сын поэта, Регинальд Александрович.
В библиотеке имелись все классики отечественной и мировой литературы. Его библиотечная коллекция включает собрания сочинений Гёте, Лессинга, Гердера, Раабе, Штифтера, Рейтера, Форстера и других немецких классиков, а также произведения М. Шолохова, А. Толстого, С. Маршака, античных авторов
на немецком языке.
Из воспоминаний Амалии Цильке, снохи: «...Его дом в Новоскатовке был всегда полон книг и музыки, он часто любил слушать музыку классиков: Баха, Моцарта, Бетховена, очень любил он Грига и Чайковского. Моцарта он называл не иначе как «солнечный». Он проигрывал эти пластинки на старом патефоне, и я частенько видела его за слушанием музыки «со слезами на глазах» в полном смысле этого слова. Дом его был культурным центром всей округи, к нему приходили за советом, за справкой... Не любил он выдавать книги из дома, слишком трепетно любил он их...»
Из воспоминаний А. Кондратишина, хирурга, друга:
- Вы знаете, какое случилось несчастье: у Цильке Александра Емельяновича горела библиотека.
- А кто такой Цильке? - спросил я.
- Как, вы не знаете Александра Емельяновича? - Собеседник недоуменно уставился на меня, и мне отчего-то стало стыдно. - Ведь у него самая крупная в районе личная библиотека. Человек всю жизнь собирал.
После этого разговора в моей душе поселился тот интерес, который знаком каждому книголюбу: а как бы попасть в ту библиотеку, порыться в книгах...
Александр Емельянович, пригласив осмотреть свое богатство, сразу же спросил: «На каких языках, кроме русского, умеете читать?
- На украинском, - я смутился, чувствуя, что этот ответ не удовлетворил хозяина.
- Мало, ох, как мало! Здесь у меня книги на русском, немецком, английском и французском языках, - Александр Емельянович сел в кресло, немного отдышался и продолжил: - Читать авторов надо в оригинале. Только тогда почувствуешь прелесть книги. Стыдно не знать основные языки, - он дотронулся рукой до полки, где громоздились толстенные словари...
- За 50 лет я собрал около двух тысяч. Люблю перечитывать. Знаете, только так надо читать. Если книга понравилась, обязательно перечитайте. Вам по- настоящему откроется её мир, и вы обогатитесь небывало, - высказывал свои мысли вслух их хозяин...
- Это хорошо, что люди много читают. Но надо больше. Я вот с неудовольствием смотрю на некоторых людей: не хотят читать. Как они будут жить, какие богатства в своей душе соберут? Сколько в книгах мыслей, идей! Вот Толстой, Шекспир, Гёте... все это ценность. Много, очень много хороших писателей. Возьмите Чехова. Изумительной чистоты человек. А его рассказы?.. Но я больше люблю Тургенева. Наверное, и Толстой, и Достоевский, может быть, и другие сильнее. Есть и в иностранной литературе много хороших писателей, но такого, как он, нет. И нет у них образцов такой высокой нравственности, особенно женских. Именно воспитанию в себе нравственности помогает нам книга.
К сожалению, в полном объёме библиотека Александра Цильке не сохранилась. Часть книг была вывезена родственниками в Германию, часть сгорела во время пожара в доме, где жил поэт. Большая коллекция книг на русском и немецком языках осталась в бывшем доме сына поэта Рейнгольда, и сейчас находится в Новоскатовской сельской библиотеке.
Сохранились книги с личным автографом поэта.
|