Начало творческой династии положил выходец из остзейских немцев Г. М. Манизер (1847-1925). Генрих Матвеевич окончил Санкт-Петербургскую Императорскую академию художеств и проявил себя как талантливый портретист, баталист, автор исторических полотен. Ещё будучи студентом Академии художник принимал участие в росписи храма Христа Спасителя в Москве. В зрелые годы к творчеству Генриха Манизера большой интерес проявила царская семья, приобретавшая произведения художника для парадных залов Зимнего дворца. А портрет Николая II его кисти признан одним из лучших прижизненных изображений императора и хранится в Государственном историческом музее в Москве.
На выставке в Омском музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля представлено живописное полотно мастера «Амазонка» (1900-е гг.), на котором прекрасная дева-воительница любуется спящим юношей. Эта картина навеяна античной мифологией. Сияющая гладь залива, лучезарные небеса придают композиции идиллическое звучание. Настроение грядущей радости и ожидания праздника художник убедительно передаёт в жанровой картине «Ёлочный торг» (1900-е гг.), где изображена рождественская ярмарка на Покровской площади в Санкт-Петербурге.
Тонкими психологическими характеристиками отмечены портреты Г. М. Манизера. Портрет неизвестной дамы под названием «Анна Каренина. По роману Л. Н. Толстого» (1904) экспонировался на выставке Санкт-Петербургского общества художников. На «Портрете Юлии Августовны Кирштен» (1900-е гг.) изображена жена крупного немецкого предпринимателя Генриха Корштена, с чьим именем связано создание в Санкт-Петербурге Товарищества механического производства обуви, в 1910 году получившее название «Скороход». На портрете дорогие украшения с бриллиантами на чёрном платье дамы контрастируют с фрагментом вязаного детского носочка и простыми спицами в руках женщины, призванными подчеркнуть, вероятно, патриархальные ценности немецкой семьи. Цветовую и композиционную строгость портрета смягчает направленный на зрителя, как бы приглашающий к диалогу, доброжелательный взгляд женщины.
На выставке среди других гравюр мастера представлен портрет священника Григория Спиридоновича Петрова (1903). Широко известный в предреволюционной России общественный деятель, журналист, публицист и проповедник Г. С. Петров (1867-1925) в своих убеждениях был близок к нравственным идеалам Л. Н. Толстого. На его проповеди в Михайловском артиллерийском училище приходили люди разных классов и сословий. Сочинения и речи Петрова создали ему репутацию «неблагонадежного» священника, и в 1903 году его отстранили от места настоятеля и преподавателя. По-видимому, художник тоже посещал его лекции, и выполнил портрет священника в год его опалы.
На выставке в музее представлены скульптурные произведения сына Генриха Матвеевича, народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР Матвея Генриховича Манизера (1891-1966). Матвей в 1914 году окончил математический факультет Петербургского университета, но затем продолжил семейную традицию – и в 1916 году окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Но мастеру уже пришлось творить в эпоху социализма, что отразилось в его творчестве. К ранним работам М. Г. Манизера относятся бюст-памятник К. Марксу для Калуги (1921), скульптурные портреты композитора А. К. Глазунова (1919) и оперного певца И. В. Ершова (1867-1943). Вдохновенный образ певца был создан молодым скульптором в 1919 году, когда Ершов преподавал в Петроградской государственной консерватории. И в том же году в консерваторию по классу виолончели поступил учиться М. Г. Манизер.
Матвей Генрихович успешно реализовался как мастер-монументалист. В 1929-1930 гг. скульптор создал памятник жертвам 9 января 1905 года (открыт в г. Обухове под Ленинградом). Он автор памятника В. И. Чапаеву в г. Куйбышеве (1935). М. Г. Манизер одним из первых обратился к воплощению в скульптуре образа В. И. Ленина: проект памятника у Финляндского вокзала в Ленинграде (1924). За памятник Ленину в г. Ульяновске Манизер в 1941 году удостоился Сталинской премии. Довелось мастеру делать статуи и бюсты И. В. Сталина.
Ко времени работы над многофигурным памятником Т. Г. Шевченко в Харькове (1935) М. Г. Манизер был уже состоявшимся мастером. Среди 16 статуй этого ансамбля выделяется скульптура «Катерина» – крепостная крестьянка с грудным ребёнком на руках, воспетая Тарасом Шевченко в одноименной поэме. Для «Катерины», воплотившей образ женщины-матери под бременем одиночества и печали, М. Г. Манизеру позировала артистка Харьковского драмтеатра Наталия Ужвий. Эскиз головы скульптуры «Катерина» (1934) поступил в омский музей в 1956 году из Государственной Третьяковской галереи.
Настоящую известность мастеру принесли монументально-декоративные циклы скульптур для станций метро: 20 фигур станции «Площадь революции» (1936-1939, выполнены совместно с группой учеников), в которых даны образы советских людей. Среди работ скульптора выделяются также монументальные портретные бюсты Героев Советского союза П. М. Камозина и А. И. Покрышкина, великих русских учёных (для здания МГУ) Д. И. Менделеева, И. П. Павлова, И. В. Мичурина, В. Е. Жуковского. Матвей Генрихович вёл многолетнюю педагогическую и общественную деятельность. За вклад в развитие монументальной скульптуры М. Г. Манизер был награждён Орденом Красной Звезды.
Реалистическую линию в творчестве продолжил представитель третьего поколения династии художников, мастер классического пейзажа Гуго Матвеевич Манизер (1927-2016) – внук Г. М. Манизера, сын скульпторов М. Г. Манизера и Е. А. Янсон-Манизер, живописец и график, профессор, Заслуженный деятель искусств РСФСР. На выставке представлен его эпический панорамный пейзаж «Земля Тюменская. Тундра» (1980). Работа появилась в результате творческой поездки по стране, и навеяна детскими воспоминаниями о пребывании в Тюменской области в эвакуации во время Великой Отечественной войны.
Вклад в русскую культуру династии Манизер, около полутора столетий трудившихся на ниве искусства, неоценим, и ещё раз подчёркивает, что русско-немецкие художественные связи имеют многовековую историю.
Владимир ПАНАСЕНКОВ, омский историк-краевед |