Вход  




фотогалерея


   Информационный сайт немцев Омского Прииртышья 

Азовский этнографический комплекс


меню сайта

статистика





СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ
23.03.2018Репрессии
Книга объёмом в жизнь
21.11.2021Женское счастье
Женское счастье Галины Лейман
10.01.2017Репрессии
Они просто хотели быть счастливыми
28.12.2016Репрессии
Бог есть, и в него надо верить
26.05.2018Выполняя священный долг
ГЕРОЙ ИЗ КОШКАРЕВО
13.11.2018Репрессии
Счастливое детство бабушки Иды
22.11.2018Женское счастье
Самый важный труд на Земле, или любовь не делится на части
15.07.2019Женское счастье
Делится счастьем с другими
29.12.2016Ветераны труда
Где родился, там и пригодился
06.05.2019Репрессии
Игрушки для Надежды

Главная » 2020 » Март » 2 » О династии художников Манизер
20:56
О династии художников Манизер

 

Начало творческой династии положил выходец из остзейских немцев Г. М. Манизер (1847-1925). Генрих Матвеевич окончил Санкт-Петербургскую Императорскую академию художеств и проявил себя как талантливый портретист, баталист, автор исторических полотен. Ещё будучи студентом Академии художник принимал участие в росписи храма Христа Спасителя в Москве. В зрелые годы к творчеству Генриха Манизера большой интерес проявила царская семья, приобретавшая произведения художника для парадных залов Зимнего дворца. А портрет Николая II его кисти признан одним из лучших прижизненных изображений императора и хранится в Государственном историческом музее в Москве.

На выставке в Омском музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля представлено живописное полотно мастера «Амазонка» (1900-е гг.), на котором прекрасная дева-воительница любуется спящим юношей. Эта картина навеяна античной мифологией. Сияющая гладь залива, лучезарные небеса придают композиции идиллическое звучание. Настроение грядущей радости и ожидания праздника художник убедительно передаёт в жанровой картине «Ёлочный торг» (1900-е гг.), где изображена рождественская ярмарка на Покровской площади в Санкт-Петербурге.

 

 

Тонкими психологическими характеристиками отмечены портреты Г. М. Манизера. Портрет неизвестной дамы под названием «Анна Каренина. По роману Л. Н. Толстого» (1904) экспонировался на выставке Санкт-Петербургского общества художников. На «Портрете Юлии Августовны Кирштен» (1900-е гг.) изображена жена крупного немецкого предпринимателя Генриха Корштена, с чьим именем связано создание в Санкт-Петербурге Товарищества механического производства обуви, в 1910 году получившее название «Скороход». На портрете дорогие украшения с бриллиантами на чёрном платье дамы контрастируют с фрагментом вязаного детского носочка и простыми спицами в руках женщины, призванными подчеркнуть, вероятно, патриархальные ценности немецкой семьи. Цветовую и композиционную строгость портрета смягчает направленный на зрителя, как бы приглашающий к диалогу, доброжелательный взгляд женщины.

На выставке среди других гравюр мастера представлен портрет священника Григория Спиридоновича Петрова (1903). Широко известный в предреволюционной России общественный деятель, журналист, публицист и проповедник Г. С. Петров (1867-1925) в своих убеждениях был близок к нравственным идеалам Л. Н. Толстого. На его проповеди в Михайловском артиллерийском училище приходили люди разных классов и сословий. Сочинения и речи Петрова создали ему репутацию «неблагонадежного» священника, и в 1903 году его отстранили от места настоятеля и преподавателя. По-видимому, художник тоже посещал его лекции, и выполнил портрет священника в год его опалы.

На выставке в музее представлены скульптурные произведения сына Генриха Матвеевича, народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР Матвея Генриховича Манизера (1891-1966). Матвей в 1914 году окончил математический факультет Петербургского университета, но затем продолжил семейную традицию – и в 1916 году окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Но мастеру уже пришлось творить в эпоху социализма, что отразилось в его творчестве. К ранним работам М. Г. Манизера относятся бюст-памятник К. Марксу для Калуги (1921), скульптурные портреты композитора А. К. Глазунова (1919) и оперного певца И. В. Ершова (1867-1943). Вдохновенный образ певца был создан молодым скульптором в 1919 году, когда Ершов преподавал в Петроградской государственной консерватории. И в том же году в консерваторию по классу виолончели поступил учиться М. Г. Манизер.

Матвей Генрихович успешно реализовался как мастер-монументалист. В 1929-1930 гг. скульптор создал памятник жертвам 9 января 1905 года (открыт в г. Обухове под Ленинградом). Он автор памятника В. И. Чапаеву в г. Куйбышеве (1935). М. Г. Манизер одним из первых обратился к воплощению в скульптуре образа В. И. Ленина: проект памятника у Финляндского вокзала в Ленинграде (1924). За памятник Ленину в г. Ульяновске Манизер в 1941 году удостоился Сталинской премии. Довелось мастеру делать статуи и бюсты И. В. Сталина.

Ко времени работы над многофигурным памятником Т. Г. Шевченко в Харькове (1935) М. Г. Манизер был уже состоявшимся мастером. Среди 16 статуй этого ансамбля выделяется скульптура «Катерина» – крепостная крестьянка с грудным ребёнком на руках, воспетая Тарасом Шевченко в одноименной поэме. Для «Катерины», воплотившей образ женщины-матери под бременем одиночества и печали, М. Г. Манизеру позировала артистка Харьковского драмтеатра Наталия Ужвий. Эскиз головы скульптуры «Катерина» (1934) поступил в омский музей в 1956 году из Государственной Третьяковской галереи.

Настоящую известность мастеру принесли монументально-декоративные циклы скульптур для станций метро: 20 фигур станции «Площадь революции» (1936-1939, выполнены совместно с группой учеников), в которых даны образы советских людей. Среди работ скульптора выделяются также монументальные портретные бюсты Героев Советского союза П. М. Камозина и А. И. Покрышкина, великих русских учёных (для здания МГУ) Д. И. Менделеева, И. П. Павлова, И. В. Мичурина, В. Е. Жуковского. Матвей Генрихович вёл многолетнюю педагогическую и общественную деятельность. За вклад в развитие монументальной скульптуры М. Г. Манизер был награждён Орденом Красной Звезды.

Реалистическую линию в творчестве продолжил представитель третьего поколения династии художников, мастер классического пейзажа Гуго Матвеевич Манизер (1927-2016) – внук Г. М. Манизера, сын скульпторов М. Г. Манизера и Е. А. Янсон-Манизер, живописец и график, профессор, Заслуженный деятель искусств РСФСР. На выставке представлен его эпический панорамный пейзаж «Земля Тюменская. Тундра» (1980). Работа появилась в результате творческой поездки по стране, и навеяна детскими воспоминаниями о пребывании в Тюменской области в эвакуации во время Великой Отечественной войны.

 

 

Вклад в русскую культуру династии Манизер, около полутора столетий трудившихся на ниве искусства, неоценим, и ещё раз подчёркивает, что русско-немецкие художественные связи имеют многовековую историю.

Владимир ПАНАСЕНКОВ, омский историк-краевед

Просмотров: 1153 | Добавил: Прометей | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Март 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

наши партнёры

WWW.RUSDEUTSCH.RU

WWW.JDR.RU

WWW.DD.OMSK.RU

WWW.SIBMINCULT.RU

WWW.ZFD.RU

WWW.BIZ-INSTITUT.RU



популярные новости
02.11.2024
Медиа «Трамплин»/Омск: интересные факты из жизни Ф. Штумпфа
02.11.2024
С праздником, земляки!
01.11.2024
Повторное заселение Филиппа Штумпфа в свой дом
03.11.2024
Филипп Штумпф. Возвращение
03.11.2024
С праздником!

Copyright MyCorp © 2024
При копировании материалов просим размещать активную ссылку на rusdeutschomsk.ru