На сцене районного Центра досуга в Азово состоялась громкая премьера: Северный драматический театр им. Михаила Ульянова из города Тара показал спектакль «Папин след» (режиссёр Константин Рехтин). Тема депортации российских немцев, отраженная в спектакле, тронула зрителей до слёз. Дети депортированных в военное лихолетье родителей, сейчас уже сами убелённые сединами, будто заново пережили горестные моменты в жизни. Со слезами на глазах и словами благодарности поднимались они на сцену, чтобы подарить артистам цветы. Этот спектакль оставил глубокий след в сердцах азовских зрителей.
За последний год в отечественной литературе и театральной жизни произошло два заметных события. Речь идёт о романе «Дети мои» татарской писательницы Гюзель Яхиной и спектакле Тарского областного драмтеатра им. Михаила Ульянова «Папин след». Обе работы посвящены немцам Поволжья. Гюзель Яхина написала два романа, сразу ставшие заметным явлением в современной отечественной литературе. «Зулейха открывает глаза» ─ это первый роман Г. Яхиной, удостоенный двух литературных премий, настолько интересен, что сразу 30 зарубежных издательств обратились к автору за правом публикаций и перевода на ряд языков.
Затем последовал роман «Дети мои», посвящённый немцам России, затрагивающий разные аспекты жизни немцев-колонистов Поволжья. Автор переносит нас к социалистическим преобразованиям в этом регионе. Внимание к роману проявили 20 зарубежных издательств. По поводу романа Гюзель Яхина дала интервью в одном из летних номеров «Огонька» (2018). Хочется добавить, что оба романа мгновенно разошлись среди читателей нашей страны. Надеемся на очередные тиражи.
И у омичей прорыв: Тарский областной театр весомо заявил о себе осенью 2017-го спектаклем «Папин след» по повести москвича Гуто Вормсбехера «Наш двор». Премьера спектакля состоялась в Таре, а 25 ноября он был показан в Омске. В зрительном зале не было свободных мест. Меня поразило, что на спектакль пришло много молодёжи. Спектакль никого не оставил равнодушным – речь шла о трагических днях в жизни немцев Поволжья, связанных с ликвидацией автономной республики на Волге и огульных обвинениях в предательстве. Эти события пережили наши родители и мы, и они навсегда остались в памяти и сознании молодёжи 50-х и 60-х годов. Не забыты те годы и сейчас. На показе в Омске все зрители были шокированы тем, что в конце спектакля на сцену вышел автор повести Гуто Густавович Вормсбехер, которого наша областная национально-культурная автономия немцев пригласила в Омск на спектакль. Из выступления гостя из Москвы мы узнали, что спектакль почему-то не получился ни в Алма-атинском немецком драмтеатре, ни в театре на Таганке (Москва). Не сложился и фильм на «Мосфильме» (совместно с германской киностудией). Поэтому работа тарских актёров для Гуто Густавовича была полной неожиданностью. Он сердечно поблагодарил коллектив театра, режиссёра Константина Рехтина за гражданское мужество, за проникновенную игру. До сих пор не выяснил для себя – было ли появление автора на сцене в Омске неожиданностью для актёров или нет, но зрителей этот момент, безусловно, потряс.
На следующий день после премьеры Гуго Вормсбехер встретился с активом Национально-культурной автономии, руководителями районных структур и участниками семинара. И здесь родилось предложение: спектакль не должен исчезнуть, а должен стать культурным событием для немцев области и тех регионов, где на объектах трудармии работали (умирали) немцы нашей страны. Пройдёт ли показ в Москве, в Германии – это сложный и долгорешаемый вопрос. С удовлетворением и радостью могу ещё добавить, что спектакль тарчан зрителей растрогал до слёз. И главное – «Папин след» признали лучшим спектаклем 2017 года.
И вот коллектив театра Тары в Азово. Я пришёл в РЦД «Лира» с букетом вопросов для Константина Рехтина, но его, к сожалению, не было. Мне хотелось увидеть, кто из моих знакомых будет на спектакле. Я видел зрителей, прибывших из Цветнополья и Гауфа, из Звонарев Кута и Александровки. И каким-то образом оказались в зале … немцы из Германии. Азовские учителя привели на спектакль старшеклассников. Стоит сказать, что пустых мест в зале почти не было – азовчане ведь не избалованы театральными постановками.
Спектакль… Семья депортированных немцев с берегов Волги попадает в глухую сибирскую деревушку. В семье трое детишек, а из имущества у них – одна швейная машинка. Детишек – двоих мальчиков и девочку – играют взрослые актёры. У них сложная задача: передать весь детский наив, мироощущение и невольные сравнения прошлого с настоящим. Папа – сельский учитель – призывается в трудармию. Дети гадают, что это за «станция «Тайга»? Глава семьи там и погибает. Вскоре за отцом в трудармию призывают и мать. Она совершает побег и целый месяц зимой пробирается к своим детям. Полностью обмороженная, она всё же добирается к детям. Дальше – больница, в которой мать умирает. Осиротевших ребят забирает к себе дед Семён со своей бабкой. Старший из детей – Арно отправляется на поиски деда и бабушки в Казахстан. Сестрёнка Марийка погибает во время нападения на обоз деда Семёна волчьей стаи. Остаётся один Фрицик – что его ждёт, как сложится судьба?.. Зрители в едином порыве встают и долго аплодируют актёрам. У многих из них на глазах слёзы. Заместитель главы района М. И. Боссерт благодарит актёров за проникновенный спектакль и желает театру из Тары творческих успехов. Актёрам выносят большую корзину цветов, зрители тоже дарят цветы и благодарят актёров. На спектакле были люди разных национальностей. Уверен, зрители долго не забудут работу тарчан и этот маленький глоток страшной правды.
Не все, конечно, знают о том, что архивы по трудармейцам засекречены ещё на 75 (!) лет. Многое за этим скрывается.
Артур Иордан, "Ihre Zeitung" |